Главное
Истории
Секрет успеха. Инна Гинкевич. Блиц

Секрет успеха. Инна Гинкевич. Блиц

Полицейский с Петровки. Выпуск 49

Полицейский с Петровки. Выпуск 49

Секрет успеха. Евгения Образцова

Секрет успеха. Евгения Образцова

Полицейский с Петровки. Выпуск 48

Полицейский с Петровки. Выпуск 48

Куприянов

Куприянов

Секрет успеха. Илья Долгих

Секрет успеха. Илья Долгих

Полицейский с Петровки. Выпуск №47

Полицейский с Петровки. Выпуск №47

Патрики

Патрики

Андрей Мягков: история любви

Андрей Мягков: история любви

Мода на путешествия на поездах во всем мире и в России возвращается

Мода на путешествия на поездах во всем мире и в России возвращается

Истоки творчества: вспоминаем советские образцы

Сюжет: 

Месяц московской промышленности — 2025
Город
Этикетка масла совместной работы поэта Владимира Маяковского и художника Александра Родченко
Этикетка масла совместной работы поэта Владимира Маяковского и художника Александра Родченко / Фото: Государственный музей В. В. Маяковского

Отечественный промышленный дизайн — современное, динамично развивающееся направление работы промышленных предприятий, конструкторских бюро и дизайн-центров. Истоки промдизайна были заложены больше 100 лет назад советскими художниками-конструктивистами. Москва чтит преемственность традиций. Вспомним, как все начиналось.

В 1920 году бывшие столичные Строгановское училище и Училище живописи, ваяния и зодчества были объединены и преобразованы в Высшие художественно-технические мастерские. Необходимость их создания была обусловлена тем, что в XX веке мир стал стремительно меняться и ему была необходима совершенно новая эстетика.

Одним из преподавателей в мастерских и пионером промышленного дизайна в России был художник Александр Родченко. Наиболее известны его графические работы, сделанные в соавторстве с поэтом Владимиром Маяковским. Их новшество заключалось в использовании намеренно узкой цветовой палитры, большого количества геометрических форм, лаконичных графических образов, нарочитого упрощения шрифтов. Маяковский и Родченко создали большое количество рекламных плакатов, этикеток, упаковок кондитерских изделий. Сегодня они занимают почетные места в художественных музеях.

А многие атрибуты советского промышленного дизайна являются элементом нашей истории. Например, самый массовый на территории СССР железобетонный забор ПО-2. Дизайн был разработан в 1970-е годы Борисом Лахманом, главным архитектором конструкторско-технического бюро «Мосгорстройматериалы». Забор выполнен в виде железобетонной рамы с армированной сетью, которая встроена в бетонную плиту. Он стал настоящим символом советской эпохи, настолько культовым, что в 2018 году у крупного спортивного бренда вышла лимитированная коллекция кроссовок, дизайн которой вдохновлен видом забора «с ромбиками».

На торжественной церемонии премии «Лучший промышленный дизайн России» организовали выставку образцов советского промдизайна. Она напомнила участникам о богатой истории этой отрасли в нашей стране. На выставке были представлены, например, настольный светильник «Салют», упаковка драже «Ну, Погоди!» и другие.

Стоит сказать, что успешные образцы промышленного дизайна появились в России еще в дореволюционную эпоху. Например, в начале XX века весь мир с большим интересом следил за арктическими экспедициями. Московская парфюмерная фирма «Брокар и Ко» решила обыграть актуальную тему. Для этого предприниматель Александр Брокар нанял своего знакомого — будущего пионера жанра супрематизм Казимира Малевича. Он сделал рисунок айсберга, на котором стоит белый медведь. На основе этого эскиза конструктор Адель Якобсон создала флакон в виде ледяной глыбы. Венчал айсберг, как и на рисунке, медведь. В таком флаконе продавали одеколон «Северный», который стал пользоваться огромным успехом у москвичей и не только.

Флакон одеколона «Северный», сделанный по рисунку Малевича Флакон одеколона «Северный», сделанный по рисунку Малевича / Фото: mos.ru / Официальный сайт мэра Москвы

Столичным разработчикам уже много лет удается создавать практичные и эстетичные проекты. Одна из задач премии — отметить перспективные разработки и поддержать их авторов.

— Товар с хорошим дизайном не устаревает и может производиться и использоваться на протяжении многих десятилетий. Именно такие качественные, сделанные с умом проекты мы и выбрали победителями конкурса, — рассказала член совета премии, генеральный директор Московского музея дизайна Александра Санькова.

КСТАТИ

Крупные московские промышленники еще до революции уделяли внимание дизайну своей продукции, понимая, что от этого зависит востребованность их товара. Кондитерское производство «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь», холдинг «Объединенные кондитеры») придумало цикл открыток «Москва в будущем», которые вкладывались в коробки конфет. Из-за футуристических карточек наборы пользовались высоким спросом. Еще на продукцию наносили изображения детей, дам приятной наружности, сестер милосердия. Картинки вызывали у покупателей приятные ассоциации и желание приобрести товар.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.