Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кружки, технопарки, театры: как растет пространство выбора для детей и подростков

Город
Кружки, технопарки, театры: как растет пространство выбора для детей и подростков
Фото: пресс-служба Центра всестороннего развития детей «Прогресс»

В 2025 году разговор о детстве все чаще начинается не с расписания уроков, а с того, чем дети живут после школы: кружки, секции, технопарки, школьные театры и музеи, турмаршруты, робототехника, медиастудии. О том, как меняется система дополнительного образования, какие возможности уже сегодня есть у детей и какие изменения в приоритете на ближайшее будущее, мы поговорили с директором Центра всестороннего развития детей «Прогресс» Юлией Пономарёвой.

— Юлия Александровна, как бы Вы охарактеризовали сегодня состояние и возможности системы дополнительного образования детей?

— У ребенка в любой точке страны стало больше реальных площадок, куда можно прийти и попробовать себя. Сегодня у нас работают 464 детских технопарка «Кванториум», из них 329 — на базе школ. «Точки роста» при школах охватили все села и малые города, есть 329 центров цифрового образования «IT-куб», 30 «Домов научной коллаборации» при университетах, 85 мобильных «Кванториумов. Это лишь часть большой экосистемы, где ребенок может расширить свои предметные школьные знания, заглянуть дальше, попробовать себя в самых разных начинаниях. Даже летом, когда вы отправляете своего ребенка в лагерь, можете быть уверены, что насыщенная программа ожидает его и там. И речь не о том, что в летние каникулы ему не дадут отдохнуть. Наоборот, его отдых сделают максимально увлекательным, он получит навыки ориентирования на местности, безопасности, сам попробует и узнает что такое краеведческие маршруты – реальное, доступное разнообразие.

Например по технической направленности у нас созданы сотни тысяч новых мест, идут свыше ста тысяч программ, в которых занимаются около 2,5 миллионов детей. И это только один крупный блок. Не менее интенсивно растут художественные, спортивные и туристские программы. То, что ещё недавно казалось «привилегией большого города», становится обычной возможностью любого населенного пункта.

А как дополнительное образование «встроено» в жизнь ребёнка и как его воспринимают в стране?

— Мы действительно изучаем опыт образовательных программ, собирая его фактически со всех регионов, это одна из профильных задач Прогресса. Опираясь на это, могу с уверенностью сказать, что мы вышли из стадии «попробуем, если останется время» и пришли к устойчивому тренду «выбираем разное, активно занимаемся тем, что нравится». Для большинства семей кружки и секции — уже понятная часть жизни ребёнка. Родители перестали задавать вопрос «нужно ли вообще». Они выбирают формат с сильным наставником, понятными перспективами и совмещают несколько направлений.

Вокруг школы выросла сеть возможностей: технопарки, центры цифрового образования, «Точки роста», туристско-краеведческие объединения, школьные театры, спортивные клубы, музеи, которые развивают сами учащиеся. Видно, что это уже не набор разрозненных историй, а связанная система, в которой ребёнок двигается шаг за шагом.

— Говорят, сегодня в каждой школе есть свой театр? Так ли это и что это дает системе образования?

—Да это так, сегодня это действительно массовое явление. В реестре — более 41 тысячи театров, причем это не только школы, это и детские садики и колледжи. В этом году их стало больше ещё почти на три сотни. Большие труппы, камерные студии, инклюзивные коллективы, форматы самые разные все зависит от желания и возможностей и они, поверьте активно находятся везде. Наш центр здесь своего рода связующее звено, мы помогаем найти лучшие практики и сделать их доступными любому педагогу или управленцу, кто в этом действительно заинтересован.

Для ребёнка это особое пространство: театр формирует речь, пластику, умение держаться на сцене, появляются привычки работать в команде, уважение к чужой роли. И кстати сами педагоги нам говорят, что это еще одна отличная площадка для живого диалога с детьми, иногда на очень сложные темы, через наглядные примеры, через самовыражение. Вместе с развитием творческих навыков здесь получают свое продолжение уроки литературы, истории и обществознания и это очень ценно.

— Если подвести итог 2025 года: что вы считаете главным для системы дополнительного образования?

— Я бы назвала две вещи. У нас все больше ребят выбирают не один, а сразу два и три направления кружков и секций. Значит у них больше возможностей, значит система работает, ведь мы и добиваемся того, чтобы ребенок шел не «куда получится», а «куда хочется». Кто-то записался на кружок и позвал друзей, где-то сработало родительское «сарафанное радио» или удобные информационные ресурсы региона – неважно как нашли, важно что легко нашли и ходят. И у нас есть отличный механизм узнать какие кружки и организации пользуются популярностью - специальные сертификаты. Система так и называется «система персонифицированного финансирования». Это бесплатный сертификат, который семья приносит в кружок, который им подходит. А затем бюджет оплачивает занятия ребенка. Так бюджетные деньги идут за родителем и ребенком и помогают тем организациям, которые действительно востребованы.

Во-вторых, российская система образования все заметнее соединяет школу и допобразование в одну траекторию. Урок, занятия после уроков, кружки, лагеря, фестивали, творческие и научные объединения – все это в той или иной степени было и раньше, но точек пересечения стало гораздо больше. Задача на следующий год — усилить эту связку: поддержать педагогов, укрепить качество программ и сделать так, чтобы у каждого ребёнка была возможность раскрыться, стать максимально успешным в том, что ему действительно нравится — и такие возможности должны быть в любой точке страны.

Яркий пример – проект развития школьного туризма «1000 маршрутов». База таких маршрутов сегодня превышает уже 2260 различных историко-культурных треков. Составляют их сами учащиеся вместе со своими педагогами. Проходят ребята главу, например, по истории России, тесно связанную с их краем – появляется возможность пройтись по тем самым памятным местам, буквально спуститься со страниц учебника или карты на землю. Ведь наглядно посмотреть всегда интереснее, чем просто прочитать параграф. А тут еще и формат такой спортивный в кругу друзей.

— Какие главные вызовы вы видите на 2026 год?

— Первый — кадровый. Педагог дополнительного образования сегодня работает в очень плотной повестке: воспитание, интересы детей, ожидания родителей. Нужны понятные траектории повышения квалификации, наставничество, условия для профессионального роста. Это одно из основных направлений Прогресса, над которым работают опытные педагоги и научные коллективы.

Второй — качество программ. Важно не только то, что ребёнок куда-то ходит, а что он в результате получает: навыки, проекты, опыт выступлений, первые шаги к профессии. Поэтому мы усиливаем работу с критериями качества и практико-ориентированными форматами.

Третий — сетевое сотрудничество организаций и множество новых партнеров у системы дополнительного образования детей. Это взаимодействия на уровне — школа, колледж, вуз, а также взаимодействие с «соседями» - музеи, театры, культурные центры. Вот таким начинаниям надо давать больше возможностей и больше свободы для взаимодействия.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.