Технологии для человека: как современные разработки делают столицу удобной и безопасной
18 декабря на площадке МосХаб. Сколково состоялся VI Международный форум «Умный город — Безопасная среда», посвященный отечественным технологиям устойчивого развития.
В просторном зале стоит широкий экран с крупной надписью «Москва» на мониторе. Здесь открывается вид на каждый регион России со стороны уровня его цифровизации — с картой, рейтингами и историей за прошлые годы. По словам Евгения Бурикова, генерального директора в частной ИТ-компании, которая занималась разработкой этой системы, в ее основу входит отечественная методика, которая позволяет считать этот индекс по разным направлениям.
— На мультимедийной карте есть возможность посмотреть все отдельно по регионам и городам — данные собраны практически со всей России, — рассказывает Евгений. — Этот проект помогает собирать информацию и новости, а затем, после анализа, можно понять, где и какой именно муниципалитет отстает, какими направлениями стоит заняться плотнее. По данным на настоящий момент, первое место по индексу цифровизации занимает Москва. За столицей идут Санкт-Петербург и Казань.
Особое внимание на форуме уделяется обеспечению безопасности. Например, частная ИТ-компания представила платформу, которая помогает обеспечить автоматизацию сценариев работы при ЧС.
— Она снижает объем рутинных и технологических задач, которые обычно выполняются в ручном режиме, — объясняет Ольга Корф, менеджер по маркетинговым коммуникациям. — Наша платформа уже внедрена в восьми субъектах Российской Федерации и активно помогает организовывать взаимодействие различных служб безопасности при возникновении различных чрезвычайных ситуаций. При этом учитываются и особенности регионов: например, возможная опасность засухи в южных регионах или угроза техногенных аварий.
Про свой опыт использования информационных технологий в обеспечении защищенности граждан рассказал и Сергей Четвериков, заместитель губернатора и министр цифрового развития Белгородской области, которая сейчас подвергается атакам украинских беспилотных летательных аппаратов.
— Сейчас мы сталкиваемся с тем, что многие правила и принципы безопасности были написаны 50 лет назад, а новые вызовы требуют принципиально других решений, — говорит Сергей. — Первая потребность — это информирование жителей об опасности. С этим лучше всего себя показали интернет-ресурсы: боты, каналы и группы, которые оповещают людей. Именно эта система доказала себя на практике.
Для обеспечения безопасности в столице была создана программа «Безопасный город». Она занимается противодействием угрозам, а также профилактикой совершения правонарушений.
На дорогах столицы работают свыше 1,5 тысячи умных камер Центра организации дорожного движения, которые ежедневно в реальном времени 24 часа в сутки выявляют до 13 типов инцидентов.
— В Москве работает интегрированная система видеонаблюдения, которая охватывает практически все общественные места и транспортные узлы, — рассказывает сенатор Российской Федерации, заместитель председателя Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального собрания Артем Шейкин. — Благодаря системам распознавания лиц столица раскрывает каждое пятое преступление с помощью видеоаналитики.
В качестве меры безопасности в Москве также активно тестируют беспилотный транспорт, например электропоезда. Уже в будущем 2026 году ожидается полный переход на автономное движение МЦК. В сентябре для регулярного движения запустили беспилотный трамвай.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Головин, заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы:
— За последние 14 лет столичная интегрированная система видеонаблюдения прошла большой путь и стала одним из ключевых элементов управления городских хозяйств и обеспечения безопасности. Благодаря ей огромное количество процессов было автоматизированно: около 80 процентов от общего числа задач. Активно внедрен в систему видеонаблюдения и искусственный интеллект. Он в том числе помогает анализировать состояние дворов столицы и при необходимости обращать внимание наших специалистов на участки, требующие ремонта.