Проездные билеты становятся все более универсальными
На пополняемой транспортной карте «Тройка» прибавилась очередная функция: теперь на ней записан тариф «90 минут», позволяющий за 44 рубля, помимо одной поездки на метро, совершить неограниченное число поездок на общественном транспорте в течение полутора часов. Это удобно и выгодно для тех, кто ездит с пересадками! Первый день нововведения пришелся на субботу. А через день, 3 июня, прошел круглый стол «Общественный транспорт. На пути к комфорту пассажира», в котором приняли участие эксперты-транспортники и представители транспортных структур правительства Москвы.
О результатах внедрения нового билетного меню (основная его часть начала действовать со 2 апреля этого года) и о том, как москвичи восприняли его основное блюдо — пополняемую транспортную карту «Тройка», — рассказал первый заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Евгений Михайлов.
По примеру Лондона
Михайлов напомнил, что задачи перед департаментом стояли непростые. Это, во-первых, сокращение очередей в кассы (на станциях в часы пик вестибюли и кассовые залы были переполнены так, что невозможно было пройти к поездам, а при посадке пассажиров в наземный транспорт эта проблема еще заметнее), упрощение и удешевление пользования общественным транспортом, удобная и понятная система оплаты и т. п. Примером послужил Лондон, где ранее была введена собственная транспортная карта Oystercard. Однако по объемам внедрения «Тройки» Москва обогнала столицу Великобритании: за первый месяц у нас было продано более 200 тысяч «Троек», в то время как в Лондоне — 26 тысяч.
Пассажиры довольны
В первые дни после введения нового билетного меню часть пассажиров была озадачена: люди привыкли к «талончикам», даже не задумываясь, сколько времени они проводят в очередях к билетным кассам метро. По инициативе Департамента транспорта было решено установить «переходный период», в течение которого сохраняются в продаже билеты на 1–2 поездки на бумажных носителях, чтобы пассажирам легче было адаптироваться к нововведениям. Окончательно эти билеты упразднят лишь с 1 июля.
Достаточный срок, чтобы привыкнуть к новому меню.
Появилась «Тройка» — карта, предназначенная прежде всего для тех, кто пользуется общественным транспортом периодически. Действует она на всех видах транспорта, пополнять баланс «Тройки» можно по мере необходимости. В зависимости от того, где происходит валидация, карта сама списывает со счета тариф метро или наземного транспорта.
Приятная новость в том, что на «Тройке» цена на одну поездку заморожена до 2015 года: 28 рублей — метро, 26 рублей — автобус, трамвай, троллейбус, 44 рубля — «90 минут» (для сравнения — билеты на 1–2 поездки в кассах и билетных автоматах стоят 30 и 60 рублей). А в скором времени при утере или краже ее можно будет заблокировать и восстановить. Чтобы получить «Тройку», нужно внести залог в 50 рублей, который возвращается при сдаче карты, и стоимость одной поездки на нужный вид транспорта. Далее карту можно пополнять до 3000 рублей.
Кроме этого, в новом меню срок использования проездных документов на пять и более поездок продлен в 2 раза до 90 дней. Пассажиры теперь могут не волноваться, что поездки «сгорят».
Оценили москвичи и экономию от внедрения нового билетного меню: одна поездка по «Единому» в билете на 20 и 60 поездок стоит от 25 до 20 рублей, а в проездном на наземный транспорт на 20 поездок — чуть больше 17 рублей.
Соцопросы показывают: если перед введением нового билетного меню его поддерживала лишь треть горожан, то на сегодняшний день тарифное меню считают удобным более 50 процентов опрошенных. В то же время число тех, кого что-то не устраивало в новых билетах, сократилось почти в два раза — с 27 до 14 процентов.
Если в феврале-марте 24 процента опрошенных считали, что они тратят в очередях при покупке билетов много времени, то сейчас таких осталось только 11 процентов (на основе опросов Фонда «Общественное мнение», проведенных с 23 по 29 марта и с 13 по 17 мая).
Чего ждать в будущем
Как рассказал Евгений Михайлов, выступая на круглом столе, с 1 июля «короткие» билеты на 1 и 2 поездки на бумажных бланках уйдут из продажи и сохранятся только на «Тройке». И вряд ли это принесет неудобства пассажирам. Согласно исследованию, проведенному по заказу Департамента, 90 процентов тех, кто приобретает билеты на 1–2 поездки, все равно совершают не менее 10 валидаций в метро или наземном транспорте.
Если же говорить о «Тройке», то в течение года ее функционал расширится. Этой осенью на карте будут доступны безлимитные «Единые» на 30, 90 и 365 дней и билет «90 минут».
До конца года на нее можно будет записать все виды билетов, предлагаемые в новом меню. Появится такая возможность, как оплата проезда в электричках. Дальше — больше: с помощью «Тройки» можно будет рассчитаться за парковку, ездить в «Аэроэкспрессе» и брать напрокат велосипед.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгений Михайлов, первый заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы:
— Наша задача — увеличить провозную способность общественного транспорта на 40 процентов: закупить новый подвижной состав, расширить маршрутную сеть, повысить скорость общественного транспорта и добавить, таким образом, 360 тысяч пассажиромест. Ожидается, что время в пути в час пик для пассажиров общественного транспорта сократится к 2025 году с 67 до 50 минут. А число пользователей личного транспорта, выезжающих на дорогу в пиковое время, сократится на треть.
СПРАВКА
Свои билетные меню есть во многих городах Европы. В Париже есть Ticket T+ — просто одноразовый билет, который можно купить практически везде. Есть Ticket T — одноразовый билетик, который покупается у водителя автобуса и действует только на «его» маршруте. Есть однодневный проездной — Mobilis.
Основным проездным документом в Лондоне является Oystercard, то есть та же транспортная карта «Тройка». «Устрицу», как ее называют русские туристы, можно купить на любой станции метро и, положив на нее достаточную сумму фунтов, использовать для разовых поездок или как недельный проездной. При оформлении взимается залог.
В Праге (самом близком нам городе) целая система «езденок» — билетов на все возрасты.
Они подразделяются по времени: на получасовые и полуторачасовые. Однако для простоты передвижения можно через Интернет заказать себе «опенкард» — безлимитный проездной.
Москва легче Парижа справится с пробками
При разработке нового билетного меню привлекались ведущие российские и международные эксперты, изучался опыт мегаполисов, где внутригородской пассажирский трафик сопоставим с Москвой.
В качестве зарубежного эксперта в круглом столе принимала участие Наташа Ферье — руководитель управления международных отношений РАТП, Франция.
Одна из крупнейших пассажирских систем Европы RATP (Оператор парижского общественного транспорта) активно сотрудничает со многими мегаполисами мира, да и сама компания в настоящее в ремя участвует в реализации такого амбициозного проекта, как «Большой Париж», в ходе которого планируется построить около 200 километров линий «метро без машиниста» — подобные автоматизированные виды транспорта уже действуют во многих городах мира.
Естественно, первый вопрос, заданный эксперту по транспорту, — как Наташа Ферье оценивает то, что сегодня происходит в Москве?
— Знаете, дать экспертную оценку тому, что сегодня происходит в столице России, нельзя, равно как нельзя и сказать: «Вот это вы делаете правильно, а вот это — неправильно». Дело в том, что у каждого мегаполиса свой собственный путь, по которому проходит и Москва.
К сожалению,создание единой системы общественного транспорта здесь ранее не являлось приоритетным. В Москве очень эффективное и красивое метро с огромным пассажиропотоком, однако этот вид транспорта не связан с другими видами — трамваем, автобусом… Нет систем, которые позволили бы обеспечить быструю и удобную пересадку пассажиров с одного вида транспорта на другой.
Еще один нюанс — Москва застраивалась определенным образом, многие кварталы развивались отдельно от маршрутов общественного транспорта, поэтому здесь царствует частный автомобиль. Меры, предпринятые сегодня московским Департаментом транспорта, — это очень положительные моменты. Мы за ними наблюдаем в течение года, мы видим стремление этих людей сделать общественный транспорт Москвы привлекательным, чтобы автомобилисты, оценив его удобство, предпочитали его личному транспорту. Поверьте, это очень своевременное решение — в Москве уже становится трудно дышать.
— А если говорить о глобальных проблемах таких мегаполисов, как Москва и Париж?
— Глобальные проблемы решаются не за один год, и решаются они в общей системе транспорта: создания платных парковочных мест, модернизации подвижного состава, строительства новых хордовых линий, улучшения качества обслуживания за счет регулярности движения и т.п. Есть также и дополнительная составляющая, такая как использование в городе велотранспорта. Если эти системы берутся в разработку глобально и внедряются поэтапно, можно достигнуть очень многого.
Если же говорить о схожести… Мы, как транспортники, сталкиваемся с одними и теми же проблемами, среди которых — новые проекты требуют новых затрат и поиска новых инвестиций, устаревание используемых систем и их постоянная замена на более современные. Но главная задача — это минимизация транспортной нагрузки на центр города путем создания объездных транспортных систем, это проблема всех мегаполисов мира, и Москва сегодня начинает эту проблему решать. Положительным моментом является то, что Москва не допустит ошибок, учитывая мировой опыт.
— Как вы оцениваете новое билетное меню Москвы?
— О, это вообще удивительное начинание! И, судя по всему, москвичам оно пришлось по вкусу: они ждали изменений билетной системы, и уже появились его уверенные пользователи.
СПРАВКА
RATP была создана в 1949 году, заменив Компанию железных дорог метрополитена Парижа (CMP) и Сообщество общественного транспорта парижского региона (STCRP), объединив управление всеми видами транспорта Парижа и его пригородов. Ежедневный оборот RATP, включая метро, автобусы, трамваи и пригородные экспрессы RER, составляет 12 миллионов пассажиров, из которых 5 миллионов приходится на метро.
У столицы есть шанс избежать транспортного коллапса
Столичные власти сегодня проводят разумную политику в сфере общественного транспорта и в области регулирования использования автомобилей в городе. — Такую оценку дал работе московской мэрии директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин.
По его мнению, несмотря на сложную дорожную ситуацию, связанную со стремительным ростом количества личных автомобилей, у Москвы есть возможность предотвратить транспортный коллапс, через который уже проходили другие крупные города мира.
— Мы рискуем наступить на те же самые грабли, на которые наступал Париж в начале 1960-х годов: там были такие пробки! Причем даже не на часы! Это описано у Кортасара — Париж стоял неделю! Но у нас есть шансы этого не допустить. Потому что то, что делается в области общественного транспорта и в области регулирования использования автомобилей в городе, и даже в области изменения транспортной культуры горожан, показывает, что мы двигаемся в разумную сторону, — сказал эксперт.
Михаил Блинкин привел в пример США, где сегодня фиксируется снижение использования личного автотранспорта.
— Американская траектория автомобилизации с появления «Форда Т» — первого массового автомобиля — росла сто лет до середины 2000- х. Она дошла до уровня 840 автомобилей на тысячу жителей — остановилась и тихо-тихо поползла вниз. Более того, цифры последних пяти-восьми лет показывают, что пробег на один автомобиль в США стал падать. То есть люди, сохранив автомобиль в семье, стали его меньше использовать, — пояснил он.
Аналогичная картина, по словам Блинкина, еще раньше проявилась в других развитых странах — Германии, Великобритании, Франции. Выходом для Москвы, как полагает эксперт, должно стать развитие и модернизация общественного транспорта, и в первую очередь, его современных и комфортных рельсовых разновидностей. Михаил Блинкин, ссылаясь на прогнозы Еврокомиссии, говорит о том, что в европейских странах эти виды общественного транспорта со временем весьма радикально потеснят автомобили.
В городе открыли велосезон и первые пункты проката
В Москве произошло долгожданное событие: в первый день лета город не просто открыл очередной велосезон — в столице появились и первые пункты велопроката, предлагавшие всем желающим ярко-красные велосипеды. Одним из первых прокатный велосипед опробовал мэр Москвы Сергей Собянин, проехавший в сопровождении руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры по Крымской набережной.
— Мы стараемся помогать московскому автомобильному движению, — сказал Сергей Собянин. — В этом году мы реализуем два масштабных проекта — это велопрокат и, впервые в истории Москвы, велопарковки на 10 тысяч мест, которые уже появились у станций метро, около вузов и в других местах.
В первый же день услугами велопроката воспользовались более полутора тысяч горожан: для того чтобы получить доступ к двухколесному транспорту, достаточно зарегистрироваться на сайте velobike.ru, зарегистровать на нем свою кредитную карту и внести абонентскую плату.
При этом полчаса пользования велосипедом — этого времени хватает, чтобы до ехать от одного пункта проката до другого — бесплатны, сутки обойдутся в 1,5 тысячи рублей. Однако, если оплатить прокат сразу за сезон — пять месяцев, — то он обойдется всего в 950 руб лей.
При этом город готов не только пропагандировать велопрокат, но и помогать тем, кто пользуется велотранспортом.
Так, уже в ближайшее время 200 автобусов и троллейбусов города получат специальные багажники, на которых можно размещать велосипеды. Кроме того, с 10 до 16 часов велосипедистам не придется платить за провоз велосипеда в пригородных электричках. И это только начало.