Золотая принцесса Турандот
Но все-таки памятник — в первую очередь. Кому? «Принцессе Турандот» — спектаклю, поставленному в этом театре в конце февраля 1922 года, последнему произведению его основателя Евгения Вахтангова. Режиссер был уже тяжко болен, когда спектакль по пьесе Карло Гоцци стал главным событием оживающей после Гражданской войны Москвы.
Спектакль идет в театре по сей день, как памятник основателю, эпохе и самому себе — и для разных поколений москвичей идеальные Турандот разные...
— Мне , когда мы работали над Турандот, эта скульптура не нравилась, — вспоминает архитектор, автор планировочного решения памятника Зоя Харитонова. — Я прекрасно помню в этой роли великолепную Юлию Борисову, до нее была Цецилия Мансурова... По сравнению с ними Турандот, изваянная Александром Бургановым, получилась непривычной. Этакая девочка в юбочке... Впрочем, скульптура и фонтан так хорошо вписались в арбатский пейзаж, что даже критики довольно скоро привыкли к золотой принцессе.
— Вы не представляете, какая это была радость, когда мы с соавторами — помимо нас с Бургановым это были мой сын Максим и архитектор Михаил Белов — увидели, что фонтан-памятник оказался на своем месте во всех смыслах этого слова, — говорит Зоя Харитонова.
Идея фонтана на этой небольшой площадке около «палаццо» Вахтанговского театра созрела еще в 1975 году, вспоминает Харитонова. Когда стало ясно, что улица вскоре будет пешеходной, возникла идея украсить этот дворик. Впервые в отечественной практике фонтан был целиком сделан из итальянского гранита.
В 2001 году рука золотой принцессы была похищена вандалами. Но с тех пор на скульптуру никто не смеет покуситься. Ведь нев о з можно не любить маленькое арбатское солнце, сияющее круглый год.