Столичный опыт развития транспортной системы необходимо транслировать в регионы
- Расскажите, почему Вы выбрали предметом исследования состояние российских дорог и каким образом их изучали?
- Еще Гоголь говорил, что в России две беды – дураки и дороги. С тех пор мало что изменилось, и, несмотря на то, что дорог стало больше, они стали лучше, ездить по ним по-прежнему нельзя. Угроза наших дней – пробки, и проблема эта уже не та, на которую можно махнуть рукой. От свободы перемещений зависит логистика – доставка жизненно важных продуктов питания, работа экстренных служб, которым нужно добраться до места пожара, аварии и т.п. Уже каждый житель мегаполиса почувствовал на себе состояние многочасового стояния в пробке, и тратить по 4-5 часов на дорогу до работы и обратно в условиях дефицита времени на себя и семью – непозволительная роскошь. Кроме того, на транспортную инфраструктуру города смотрят инвесторы при принятии решения об открытии бизнеса, а это уже доходы в местный бюджет, новые рабочие места и вливания в экономику регионов. Наше исследование – актуальное и своевременное. Мы попытались не только показать, текущее положение дел с городскими перемещениями на примере 15 мегаполисов России, но и найти способы улучшения ситуации.
- Так что же может помочь тому, чтобы мегаполисы поехали?
- Общественный транспорт, его развитие, могли бы стать выходом из транспортного тупика. Если автомобилист будет экономить время и деньги на поездке, и получать при этом качественный сервис, он пересядет в городской транспорт. Автомобиль он оставит для поездок в личных целях – в магазин, больницу, к друзьям, на дачу. Но даже пятидневные поездки владельцев машин на работу и обратно в городском транспорте способны вполовину снизить нагрузку на транспортные магистрали в разы и сделать так, чтобы крупные города поехали.
Однако после изучения ситуации с пассажирскими перевозками в 15 мегаполисах России мы констатировали его плачевное состояние. И муниципальный, и коммерческий транспорт имеют целый пласт нерешенных проблем. Если говорить о городском транспорте, то это устаревший автопарк, неразвитость маршрутной сети и низкая рентабельность за счет высокой социальной нагрузки. Не секрет, что автобусы перевозят до 60 процентов от всего пассажиропотока льготных категорий граждан.
Частные перевозчики не несут социальной нагрузки, но лучше от этого не работают. Слабый контроль над водителями коммерческих автобусов привел к частым нарушениям ПДД, фиктивному техническому и медицинскому предрейсовому контролю, несоблюдению режима сна и отдыха водителя. Следствием этого стал всплеск аварий с участием частных автобусов и рост числа погибших во время ДТП. Ситуацию с участившимися авариями на общественном транспорте даже взял на контроль Президент. Сегодня мы имеем неудобный старый аварийный транспорт, на который ни один уважающий себя автомобилист не рискнет пересесть.
- Какой же выход из этой ситуации может быть?
- Мы усматриваем выход в реорганизации принципов работы частного и муниципального пассажирского транспорта. В частности, создание единой транспортной сети с общими и понятными принципами работы. Такой опыт с положительным результатом был реализован в ведущих европейских столицах – Лондоне, Вене, Будапеште, Берлине. По такому пути развития пошли в Москве – сегодня здесь реализуется новая модель управления коммерческими перевозчиками. Маршрутные такси входят в единую транспортную систему, берут на себя часть нагрузки по перевозке льготников, работают по единой системе оплаты проезда, соблюдают единые требованию к транспорту, которые были детально проработаны экспертами. Это новое техническое оснащение – автоматизированный контроль соблюдения скоростного режима, расписания движения и высадки пассажиров строго на остановках, спутниковая навигация ГЛОНАСС и системы видеонаблюдения. В режиме реального времени можно получить картинку, что происходит в салоне. Также можно всегда оценить ситуацию в салоне и снаружи при получении экстренного сигнала от водителя. Ввиду появления сейчас террористических угроз – это большой вклад в безопасность общественного транспорта.
- Как московская модель поможет регионам?
- Мы считаем, что московский опыт по созданию единой транспортной системы необходимо транслировать в регионы. На федеральном уровне необходима программа по субсидированию покупки современного безопасного и комфортного пассажирского транспорта частными компаниями. Пятилетний государственный контракт на оказание транспортных услуг – находка для стимулирования бизнеса частных перевозчиков. Предприниматели получат гарантированное ежемесячное финансирование в течение долгого срока. Этого срока достаточно для планирования бизнеса – покупки техники в лизинг, найма квалифицированного персонала. Также необходимы долгосрочные программы по льготному кредитованию с щадящей и разумной процентной ставкой.
Московская реформа работы с частными перевозчиками становится своеобразным «пилотным проектом». На его основе необходимо разработать универсальный план общенациональной реформы городского общественного транспорта, рассчитанный на несколько лет. Об этом мы подготовили доклад, который сегодня находится на рассмотрении в мэрии и Аппарате Президента РФ.