Москва сохраняет лицо, перенимая лучшее из международного опыта
- Институт, в которым вы преподаете, специализируется на дизайне жилого пространства и окружающей среды. Как вы считаете, в Москве есть культура жилого пространства?
- Конечно, Москва является прекрасным примером культуры жилого пространства, она ищет новые решения в стиле внешнего архитектурного дизайна и дизайна интерьеров. Было бы отличной идеей с точки зрения вашего мегаполиса соединить образовательные учреждения и, что особенно важно, университеты с той уличной культурой, которую мы видим каждый день. Я считаю, что последние несколько лет комфортная среда, тактичная, культурная, набирает силу в мире. Абсолютно необходимо гармонизировать этот международный опыт Москве – она хорошо воспринимает все новое.
- А сохраняет ли Москва свое лицо, перенимая международный опыт?
- Да, и это отличительная особенность мегаполиса. Она сохраняет свое, уникальное, личное. Очень интересно, каким город будет в будущем – когда градостроительство окрепнет, разовьется.
- Сегодня в Москве во время фестивалей активно участвуют здания. Банальный, но жизненный пример – подсвеченные фасады. Кроме того, проходят целые фестивали музыки и света, во время которых дома меняют свою форму благодаря игре света. Какие крупные мировые фестивали такого типа вы бы отметили?
- Да, Москва и в этом преуспела. Из мировых фестивалей уровня не хуже, чем в столице, хотелось бы назвать торжество, прославляющее технологию света в Турине. На него мы традиционно приглашаем именитых художников. Основная его идея – каким образом можно использовать освещение для того, чтобы украшать открытые пространства города, какие идеи могут возникать у урбанистов.
- Как в условиях информационных технологий сохранить экологическую среду?
- Итальянские световые фестивали поднимают важную проблему того, как сохранить привлекательность улиц, будучи более сдержанным. Это играет и эстетическую роль – иногда города перегружены электричеством, тогда нужно говорить о световой загрязненности мегаполиса. Она может быть и из-за трафика, и инженерной безопасности, когда владельцы здания стараются сделать некоторые участки максимально освещенными. Возвращаясь к фестивалям: я рад, что в мире – и в Москве тоже – все чаще проводятся не только зрелищные, но и интеллектуальные праздники. Фестивали экономики, искусства, литературы.
- На ваш взгляд, что сегодня российская столица может предложить миру с точки зрения архитектурного стиля?
- Отвечая на ваш вопрос, хотелось бы привести в пример небольшой город на севере Италии – Больцано. Он находится на границе Средиземноморья. Там гористая местность, он разделяет равнинную и горную часть. В связи со своим стратегическим положением он постоянно трансформирует свою городскую архитектуру. Это же касается и строительства шоссе, и строительства дорог, и сельского хозяйства. Это сложная работа, но она даже от архитекторов с прекрасными профессиональными навыками требует очень высокого уровня. За этим городом интересно наблюдать как за примером трансформации города старой постройки. И во многом – по принципу градостроительного подхода – он похож на Москву.