Иностранные эксперты уверены, что будущее транспортной системы за строительством транспортно-пересадочных узлов
В текущем году планируется выставить на торги 20 проектов транспортно-пересадочных узлов, которые включают в себя в том числе строительство около 150 тысяч квадратных метров транспортной инфраструктуры и порядка 4 миллионов квадратных метров недвижимости. В 2017 году в Москве будут выставлены на торги еще 25 проектов ТПУ суммарным потенциалом строительства транспортной инфраструктуры в 80 тысяч квадратных метров и 3,8 миллиона квадратных метров недвижимости, заявили специалисты компании АО «Мосинжпроект».
Оценивая проект реализации транспортно-пересадочных узлов в Москве, зарубежные эксперты отмечают, что столица России движется в правильном направлении.
– Транспортно-пересадочные узлы – это потрясающий и по сложности, и по масштабности, и по интересности проект. Руководство Москвы желает сделать так, чтобы возникал не только сам транспортный узел, но и инфраструктура вокруг него становилась современнее и интереснее для жителей, – отмечает генеральный директор французской компании AREP, специализирующейся на проектировании и строительстве ТПУ в странах Европы и Азии Этьен Трико. – Такой подход характерен и для других мегаполисов мира. Мне приходилось работать над подобными проектами в Китае, где все чаще прослеживается схожая логика, когда строительство или открытие новой станции метро подразумевает не только, собственно, станцию, но и развитие, преобразование района вокруг этой станции.
По мнению эксперта, сегодня будущее транспортной системы, будущее мобильности человека в современном городе во многом зависит от будущего ТПУ.
– Важность пересадочного узла заключается в том, что сегодня города, разрастаясь, становятся все более сложными по своей сути, хотя и предлагают широкий спектр услуг, которыми горожане хотят пользоваться. От ТПУ горожане ожидают, что те будут предлагать им этот широкий выбор услуг, и в то же время будут облегчать жизнь в этих все более усложняющихся городах – услуги административного толка, торгового характера, коворкинговые пространства, объекты спортивной инфраструктуры или культуры, – считает Этьен Трико.
Глава британского консалтингового агентства, специалист по инвестициям в рынок недвижимости стран БРИКС Стивен Шон, в свою очередь, отмечает, что транспортно-пересадочные узлы, совмещающие в себе транспортную инфраструктуру и недвижимость, не только создают новые возможности для мегаполиса в целом, но и для его отдельных районов.
– Проекты транспортно-пересадочных узлов всегда интересны для инвесторов, – отмечает эксперт. – В первую очередь, будет расти цена земли в его близости. Кроме того, создаются новые рабочие места и комфортные условия для пассажиров. Тысячи людей будут проходить через узлы ежедневно – это потенциальные клиенты для сферы торговли и услуг. Зона вокруг ТПУ - удачное место для офиса компании, потому что сюда легко добраться. Она также станет привлекательным местом для ритейлеров.
Эксперт отметил, что строительство подобных объектов всегда связано с возможными рисками для инвесторов. Для их минимизации, город должен оказать прямое содействие.
– Большинство рисков, которые почувствует инвестор, будут исходить от взаимоотношений с городом: риск развития, риск своевременного получений разрешений, смогу ли я использовать здание так, чтобы оно приносило экономическую прибыль. – резюмирует Стивен Шон. – Фактически большинство этих рисков находятся в руках города. Город, если он хочет развивать программу ТПУ, может нивелировать эти риски. Существует радикальный метод, который был реализован в Лондоне, где город взял часть риска на себя и стал главным инвестором проекта, но я не уверен, что Москве нужно идти по этому пути. Второй способ – дать ряд гарантий, отложить какие-либо платежи, до тех пор, пока проект не станет действительно коммерческим».