Легендарная Красная машина снова вышла на лед
Прозвище Красная машина прочно и уже, кажется, навсегда закрепилось за сборной Союза по хоккею с шайбой после 1970-х годов. Не знающий поражения, этот локомотив, которым филигранно управлял Виктор Тихонов, сметал на своем пути одну сборную за другой. Но выставка «Красная машина. Страницы истории», презентующая Музей хоккея, знакомит своих посетителей не только с судьбой этой великой команды, но и рассказывает о зарождении хоккея в нашей стране и выступлениях сборных СССР и России в период с 1954 года по настоящее время.
Редкие экспонаты, среди которых коньки одного из шести наших трехкратных олимпийских чемпионов Виктора Кузькина, коллекция личных вещей легендарного советского хоккеиста Бориса Михайлова, клюшки игроков Канады 1970-х годов с автографами, поместили в оригинально оформленный зал.
Его полы стилизовали под гладкий лед хоккейной коробки со всеми полагающимися для этой игры разметками. На стенах — красные треугольники, на которых в решающей схватке запечатлены легенды отечественного хоккея. В центре зала — первый переходящий кубок, который ежегодно вручался командам начиная с 1947 года.
— Это подлинник, который передал нам хоккейный клуб «Динамо», — рассказывает генеральный директор Музея хоккея Ритта Бутова, проводя пальцами по выгравированным на кубке названиям команд, обладавших переходящим призом. — Кстати, первыми освоили хоккей с шайбой советские фронтовики, — вот они, — Ритта указывает на черно-белую фотографию, где вратарь держит тот самый переходящий кубок победителей.
В глубине зала словно на маршальском кителе переливаются спортивные медали и награды Виктора Тихонова, которые передала в дар музею вдова прославленного тренера.
— А это маска голкипера сборной СССР горьковского (сейчас нижегородского) «Торпедо» Виктора Коноваленко, — рассказывает куратор выставки Антон Осеев, подходя к витрине. — Зачастую маски были кустарного производства, их делали сами хоккеисты. Поэтому каждый вратарь украшал их по-своему. Некоторые рисовали на них шрамы или устрашающие узоры, использовали аэрографию.
Кстати, такая традиция дошла и до наших дней, — поясняет Антон. Но даже несмотря на наличие защитной экипировки у спортсменов, хоккей всегда был очень травмоопасным видом спорта.
— Вот посмотрите на этот свитер и шлем защитника московского «Спартака» Юрия Ляпкина, — указывает Антон на вещи хоккеиста: порванный и испачканный кровью красно-белый свитер, а рядом — надломленный шлем — как память решающей игры на 37-м чемпионате мира по хоккею в Швеции 30 марта 1970 года.
В 1980-х Красная машина шла напролом. А блестящая «зеленая пятерка», казалось, всегда будет вести команду к победе. Фанаты и любители, домохозяйки и советские школьники повторяли, как мантру: в защите — Фетисов и Касатонов, а Макаров, Ларионов, Крутов — в нападении.
— Герои былых времен, — говорит куратор выставки Антон, указывая на фото, с которого смотрят молодые Фетисов, Третьяк, Ларионов…
7 декабря легендарные хоккеисты — Алексей Яшин, Алексей Морозов, Андрей Коваленко, Сергей Гимаев и Владимир Мышкин — открыли ледовую арену, посвятив этот матч памяти своих друзей.
— Профессиональный открытый лед, такой, на котором можно и настоящий хоккей принять, и ледовые шоу, и понаблюдать за игрой великих игроков, которые ковали знаменитые победы нашего хоккея,— у нас единственный в столице. И этот лед доступен любому желающему, — рассказал генеральный директор СРК «Парк Легенд», олимпийский чемпион Алексей Касатонов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Коваленко, олимпийский чемпион 1992 года, руководитель профсоюза игроков Континентальной хоккейной лиги:
— В последние время спорту в нашей стране уделяется больше внимания. И хоккею в частности. Открываются новые катки, образуются новые школы. Но если брать за основу то, что в 1990-х годах мы пропустили порядка 10–15 лет, то, естественно, Россия отстает от развитых хоккейных стран по наличию искусственных катков и тренерского состава. Хотя с каждым годом интерес к хоккею у детей разгорается все сильнее. Я понимаю энтузиазм хоккеистов, которые закончили играть и хотят стать тренерами. Но в силу молодости у них просто недостаточно опыта. А высшая школа тренеров уже давно не та.
КСТАТИ
Префект Северо-Западного округа Москвы Алексей Пашков поддержал инициативу жителей Северного Тушина увековечить память хоккеиста Валерия Харламова. Жильцы дома № 63 по улице Свободы, где жил спортсмен, предложили установить на фасаде здания мемориальную доску в его честь. По мнению Пашкова, предложение должно найти стопроцентную поддержку со стороны столичных властей.
Префект пообещал оказать всю необходимую помощь по установке памятной таблички и поручил главе управы района Северное Тушино Сергею Кузнецову взять вопрос под личный контроль и собрать все необходимые документы. После этого бумаги будут направлены в комитет, который отвечает за установку памятных знаков. В будущем к решению вопроса могут подключиться муниципальные депутаты.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Возродим Легенду № 17. Как поживает любимая зимняя игра
Лет 25–30 назад на столичных коробках зимой играли в хоккей с утра до ночи. Сегодня такой картины не наблюдается. Чтобы узнать, в каком состоянии сейчас самая любимая зимняя игра, «Вечерка» обратилась к главному судье Российской товарищеской хоккейной лиги Александру Черенкову (далее...).