Новые дома будут расти как грибы после дождя
В чем причина такой высокой активности застройщиков? — Причин много. Одна из главных — активное развитие промышленных зон. Там строятся транспортные узлы, земли вокруг, соответственно, становятся очень востребованными, — считает президент Московского архитектурного института урбанист Александр Кудрявцев.
Кстати, на днях руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин озвучил цифры: в 2011–2016 годах утверждено 62 проекта планировки с потенциалом более 31 млн кв. метров.
Александр Хрусталев, гендиректор компании «НДВнедвижимость», считает, что для «большой стройки» просто пришло время.
— В 2010–2014 годах столичные власти внимательнейшим образом изучали уже выданные разрешения на строительство. Был гигантский аудит проектов, — рассказывает эксперт. — Многие разрешения на строительство приостановили, потому что возведенные здания могли вызвать транспортный коллапс, экологические и другие проблемы. Затем город определялся, где можно строить и сколько, а где вовсе нельзя. И вот, наконец, появилась полная ясность.
Вторая, по мнению эксперта, важная причина строительного бума: появление метрополитена во многих спальных районах. Там, куда он пришел, тут же начались масштабные стройки. Причем и в старой Москве, и в новой.
Третья важная причина — строительство МЦК. Десятки квадратных километров полузаброшенных фабрик, заводов и складов моментально стали лакомым куском для застройщиков. Еще бы: теперь сюда стало легко и удобно добираться. А значит, можно строить миллионы квадратных метров жилья и офисов!
— Рост числа выданных разрешений на строительство свидетельствует об успешном преодолении периода экономического спада и наращивании активности в строительной сфере, — резюмирует заммэра Марат Хуснуллин. — В столице создан колоссальный градостроительный задел, который позволит стабильно работать строительной отрасли в ближайшие годы.
Отдельный вопрос — а ЧТО будут строить? Чаще всего, по данным Мосгосстройнадзора, инвесторы собираются возводить жилье: на него приходится три четверти выданных разрешений — аж на 10,17 млн кв. метров. Это почти вдвое больше, чем в 2015 году.
— Если взять то, что возводили еще 5–10 лет назад, и то, что строят сейчас, это земля и небо, — считает Александр Хрусталев. — Москва получает дома хорошего европейского класса. Проекты оригинальные, здания отличаются друг от друга и уже не пугают, как новостройки начала 2000-х, а радуют глаз.
Ждать ли в связи со строительным бумом снижения цен на новое жилье? Александр Хрусталев считает, что, к сожалению, нет.
— Все, что строится в пределах МКАД, будет дорожать, — уверен эксперт. — Потому что здесь слишком хороша инфраструктура: рядом метро, парки, детсады, школы... Москва есть Москва — это идеал благоустройства. А вот новостройки в 10–15 километрах от Кольцевой, где инфраструктура похуже, да и до места работы подальше, я думаю, будут даже немного дешеветь. Но для тех, кто любит природу и свежий воздух, — это хорошая новость.