Дорогу молодым. Лучший молодой руководитель столичной школы Олеся Лукашук делает ставку на эксперимент
Олеся Николаевна управляет образовательным комплексом, в котором учатся порядка 3100 детей и работают свыше 400 человек персонала. По сути, Олеся Николаевна управляет маленьким образовательным городком. Когда мы рассаживаемся вокруг рабочего стола в просторном, светлом кабинете директора школы, у нее начинает звонить телефон.
- Это телефон для родителей, нужно обязательно ответить! - извиняется она и берет трубку.
Разговор длится несколько минут. Маму будущего первоклассника беспокоит вопрос выбора учителя начальных классов. Хороший ли педагог достанется ее сыну? Олеся Николаевна терпеливо объясняет, что в комплексе работают исключительно компетентные специалисты, поэтому и ее ребенок, и мама останутся довольны.
- Как видите, у меня два телефона, - улыбается она. - Один из них - специально для пап и мам наших учеников. Они могут звонить мне по самым разным вопросам в любое время дня и ночи. Причем многие обращаются именно за советом. Приятно, что к моему мнению прислушиваются.
Олеся Лукашук возглавляет комплекс №2107 ровно год. До этого на протяжении десяти лет выполняла обязанности заместителя директора, а начинала работать в школе учителем физики. Когда ей предложили принять участие в конкурсе для руководителей учебных заведений и их заместителей с опытом работы не более пяти лет, она, не раздумывая, согласилась.
- Времени на подготовку было очень мало, - вспоминает она. - Конкурс состоял из трех этапов. Например, один из них - написание эссе на любую тему. Мое сочинение называлось "Маленький взрослый ребенок, или обучение по принуждению".
Такая проблема, по словам Олеси Николаевны, возникла не случайно. Большая часть родителей с недоверием и даже опаской относятся к новым образовательным проектам. Зачастую сопротивление с их стороны выливается в острые конфликтные ситуации.
- Папы и мамы с тревогой принимают что-то новое, - молодая женщина неодобрительно покачивает головой. - А ведь то, что мы предлагаем, позволяет ребенку развивать инициативность. Важно донести до родителей, что опасаться нововведений не стоит. При этом они должны понимать, что у каждого ребенка свои особенности. И если кто-то из детей может учиться самостоятельно, то другим нужно помочь.
Именно эта концепция и легла в основу инновационной образовательной программы, которую начали реализовывать в комплексе №2107.
- Учитель не должен заставлять, а исключительно инициировать деятельность детей, - поясняет Олеся Николаевна. - Родители будущих первоклашек полностью одобрили такую форму обучения.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Илья Бронштейн, председатель Молодежной Ассоциации руководителей образовательных организаций, Директор школы № 1468 при департаменте образования:
Департамент образования Москвы инициировал создание в Московском институте открытого образования двух программ повышения квалификации, направленных на профессиональное становление молодых управленцев: «Современный заместитель руководителя образовательной организации» и «Эффективный руководитель системы столичного образования».
В рамках программ молодые руководители получают оценку своих управленческих решений, участвуют в занятиях ведущих бизнес-тренеров и лидеров столичного образования. Если педагог вовлечен в процессы, происходящие в системе московского образования, понимает их, он без труда сможет пройти аттестацию на соответствие должности руководителя образовательной организации. Вполне вероятно, что такому учителю будет предложено возглавить образовательное учреждение.