Последняя остановка. Корреспондент «ВМ» узнал, куда уходят вагоны метро, отслужившие свой срок
До конца этого года 108 вагонов серии 81–717/714 и 84 вагона типа Е и их модификаций должны быть сданы в утиль. Это самые популярные серии, исправно служащие еще с 1970-х годов прошлого века.
В электродепо «Митино» есть специальная площадка, единственная в Московском метрополитене, откуда вагоны отправляются в последний путь. Их загоняют на отведенный отрезок пути, где разрезают гидроножницами.
— Процесс утилизации вагонов хорошо известен, — рассказал «Вечерке» бывший машинист Максим Рублев. — Сначала с вагона снимают все оборудование, которое еще может быть использовано. Потом наступает время специальной техники — экскаватора с огромными ножницами вместо ковша. Не скрою: очень больно видеть, как машину, которая выручала, спасала, тянула... кромсают на кусочки. Но ничего не поделать, это жизнь. На смену пришли новые вагоны, усовершенствованные. Это классическая эволюция.
Ломать, как говорится, не строить, так что процесс разрезания вагонов выглядит просто, но от специалистов требует мастерства.
— Необходимо чувствовать технику на интуитивном уровне, — рассказывает машинист — оператор гидроножниц Павел Крымцев. — Нужно иметь хороший глазомер, чтобы встать на удобном для «механической руки» расстоянии от вагона. С рычагами тоже надо обращаться осторожно: одно неловкое движение, и многотонный вагон можно легко скинуть с рельсов. Резать вагон необходимо в определенных местах, иначе получится просто куча металла, с которой в дальнейшем будет невозможно работать.
Утилизация одного вагона занимает около получаса. Сначала ножницы вскрывают один борт — вырывают двери и стены с сиденьями. Потом приходит очередь крыши. Под стальными клешнями кузов вагона скрежещет и гнется, как бумага. Наконец сминается и вырывается лобовое стекло. Борта и крыша будут очищены от неметаллических деталей, еще раз сплющены и отправлены на дальнейшую переработку. Такая же участь ожидает массивную раму и колесные тележки. А вот подвагонное оборудование, срок службы которого еще не вышел, может пригодиться. Электромоторы, баллоны для сжатого воздуха продолжат службу на других вагонах.
— Металл идет на переплавку и обретает вторую жизнь, — продолжает Павел Крымцев. — Зачастую это «железо» становится составной частью сплавов, из которых потом изготавливают другие вагоны, в том числе и для железнодорожных поездов.
СПРАВКА
Вагоны 81–717/714 и их разновидности имеют цельнометаллические несущие кузова, которые по конструкции схожи с кузовами вагонов типа Еж-3 и Ем. Основными частями кузова являются рама, боковые стенки, лобовые и концевые части, крыша и металлический пол. Все эти части соединены между собой с помощью электродуговой или — в отдельных узлах — контактной сварки. Материалом кузова являются углеродистые высококачественные стальные сплавы.
ФАКТ
В метрополитене Нью-Йорка отслужившие свой век вагоны метро вывозят в океан на барже и просто сбрасывают в воду. Через некоторое время лежащие на дне вагоны становятся пристанищем для морских обитателей и превращаются в коралловые рифы — места для туристов и дайверов.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!