Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Старинные тайны Тверской Заставы

Город
Старинные тайны Тверской Заставы
На территории площади власти города собираются сделать сквер с прогулочными дорожками, историческими фонарями, газонами и скамейками / Фото: официальный сайт мэра и правительства москвы
Площадь не раз пытались подчинить потребностям города. Но месту не везло — ни один проект не был удачным. «ВМ» заглянула в историю и поговорила с архитекторами.

Тверская застава образовалась в 1742 году. Построенные тогда деревянные ворота были заменены в 1814 году Триумфальной аркой для встречи русских войск — победителей Наполеона. Ее сменили более основательной через 20 лет. Затем снесли и ее, а площадь застроили дешевыми доходными домами. В 1870 году здесь открыли Смоленский вокзал, ныне — Белорусский.

Современное название площадь получила в 1932 году. Строили тут много разного. Ставили памятник Максиму Горькому, разбивали аллею, открывали путепроводы и даже однажды открывали амбулаторию (поликлинику). Но все благополучно сносилось. Единственное улучшение, пронесшееся стрелой сквозь века, — жилье вокруг площади становилось все дороже и выше классом. А ситуация с транспортным потоком ухудшалась год от года. Нет, не зря с самого начала площадь назвали заставой и ставили здесь препятствия для дорожного движения: ворота, арку, аллею, памятник. А затем и вокзал.

Опрошенные «ВМ» историки лишь разводят руками. Некоторые даже склоняются к мистическому объяснению каверз, возникающих на пути «покорения» площади: дескать, все пошло еще с XIV века, когда Москва враждовала с воинственной Тверью. Тогда и стали московиты сужать проход и проезд. И вообще — это направление войны.

— Белорусская площадь исстари была проблемной точкой столицы, — говорит Николай Щепетков, профессор МАРХИ.

— Над узлом этого места бились несколько поколений градостроителей. Увы, без особенного успеха. Особую роль в этом месте играет вокзал. Главная задача современных градостроителей — совместить автомобильную проходимость с железнодорожной, а теперь и подземной.

Архитектор и искусствовед Борис Пастернак прежде всего подчеркнул особую важность площади в историческом ракурсе:

— Это площадь побед нашей страны, нашего города. Над Францией, нацистской Германией. В довоенный и послевоенный периоды было несколько проектов реконструкции площади — ее хотели расширить, сделать трапециевидной, чтобы вокзал был виден со всех сторон. С развитием городской структуры она оказалась несколько на отшибе, выпадала из улицы Горького, ныне Тверской. Предыдущий мэр отдал площадь предпринимателю с условием, что тот, развивая наземную коммерцию, создаст подземный транспортный узел. Бизнесмен снес все, что мог, а под землю не полез вообще — его ведь интересовала лишь прибыль. Нынешнее руководство города имеет перед собой несколько проектов — среди них и расширение магистрали на несколько полос. Брестские улицы — основное связующее звено Белорусской площади с Садовым кольцом. Эта площадь — серьезнейший вызов для градостроителей.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!  

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.