Оценки сохранят, а электронную школу усовершенствуют
Руководитель столичного Департамента образования Исаак Калина, ссылаясь на личный учительский опыт, ответил на важные вопросы, волнующие московских учителей.
Педагоги города задали главе столичной системы образования Исааку Калине пять важнейших вопросов в прямом эфире программы «Вопросы, важные для всех» .
Родительским собраниям — творческий подход
Классические родительские собрания, когда педагог собирает мам и пап, рассказывает об успеваемости детей и обозначает учебные планы, уходят в прошлое. На их место, по мнению учителя английского языка школы № 1828 Гульнары Баталовой, должны прийти собрания коллективные, на которых взрослые вместе с детьми будут учиться ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве.
— Мы должны погружать родителей в то, чем заняты их дети, — отметил Исаак Калина. — Родительское собрание может иметь значение только в том случае, если после него у взрослых повышается доверие к своим детям и возникает интерес к тому, чем они заняты. Если такого результата нет, то родительские собрания учителю лучше не проводить совсем и ограничиться только индивидуальными встречами со взрослыми по поводу успеваемости их ребенка.
Отметка: зло или благо
По наблюдениям учителей, некоторые дети ходят в школу не для того, чтобы получать качественные знания, а чтобы получать хорошие оценки и радовать ими родителей.
Второе: в первом классе педагог отметки не выставляет, а когда ребенок переходит во второй, система оценивания нередко вызывает у малышей стресс. В связи с этим у Алины Афанасьевой, учителя начальных классов школы № 2075, возник вопрос: когда же московские школы перейдут на безотметочное обучение? А вместо них будут введены независимые тестирования, мониторинги, аттестации, способные показать реальные знания учеников и помочь педагогу выстроить план дальнейшей работы.
Комментируя этот вопрос, Исаак Калина пошутил, что, видимо, все ждут, что он подпишет приказ об отмене системы оценок в школе. Ни «да», ни «нет», однако, в ответе не прозвучали. При этом глава департамента рассказал, что сам всегда спокойно относился к отметкам как ученик, учитель и родитель.
— Для развития ребенка крайне важно его собственное мнение о своих знаниях, — подчеркнул глава ведомства. — Учитель должен помогать ученику объективно оценивать образовательные успехи, а не настраивать его на секундную реакцию по поводу оценки.
Я не уверен, что школьная отметка может служить измерителем, переходящим в самооценку ученика. Думаю, мы все-таки должны найти для детей более действенные мотиваторы к учебе, чем формальные «три», «четыре», «пять».
Детей надо научить быть здоровыми
Уроки физкультуры в школе — один из «весомых» предметов, в недельном расписании их должно быть не менее трех. Они нужны, чтобы поддерживать здоровье детей, создавать им передышку между напряженными умственными уроками, а также готовить ребят к сдаче ГТО, что дает преимущества при поступлении в институт.
Учитель физической культуры школы № 2025 Николай Беленков поинтересовался, какое место, по мнению министра, занимает физкультура в московской школе.
По мнению Исаака Калины, главная задача учителя физкультуры — научить детей хотеть быть здоровыми.
— Важно, чтобы ученики поняли, что их результаты в жизни равны произведению трех составляющих: интеллекта, характера и здоровья, — сказал он. — Если что-то равно нулю, ментально обнуляется все произведение. В каком из этих сомножителей вклад физкультуры должен быть решающим? Уверен, что в третьем.
Зачем нужен рейтинг
Вот уже несколько лет московские школы участвуют в рейтинге и получают определенные баллы за успехи своих учеников. Учитель химии школы № 1360 Яна Иванцова поинтересовалась, как рейтинг школы повышает учебную мотивацию учеников.
— Рейтинг — это мотивация взрослых сотрудников школ, чтобы их ученики могли развивать способности, — ответил Исаак Калина. — Дети не должны быть объектом рейтинга, поскольку он измеряет вклад педагогического коллектива в учеников. Учебные заведения не должны работать только ради баллов в рейтинге.
Сценарии классных часов
Московская электронная школа — гордость столичной системы образования. На ее платформе собраны сотни лучших сценариев уроков, размещены электронные учебники, пособия, видеоматериалы, рисунки и инфографика к разным темам. И педагоги всем этим активно пользуются. Но нет там материала для классных руководителей.
Учитель математики школы № 37 Екатерина Шмакова спросила, нельзя ли создать такой контент.
— Хорошо можно сделать только то, что придумал сам, — сказал глава ведомства. — Разработчиками элект ронных ресурсов стали сами педагоги. Чтобы появился ресурс для классных руководителей, они должны предложить сценарии классных часов или родительских собраний. Лучшие будут размещены для всеобщего доступа.
…В конце разговора министра с педагогами был определен вопрос, вызвавший наибольший интерес у зрителей.
Таким стал вопрос Екатерины Шмаковой, которую Исаак Калина назначил на должность своего общественного советника.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Роман Куриленков, старший методист городского методического центра департамента образования Москвы
— Московская электронная школа — полезный и нужный инструмент для учителя. Ее преимущество — разнообразие сценариев, которые создают сами учителя. Учитель может выбрать то, что ему больше подходит. Если говорить о перспективах Московской электронной школы, то мы ожидаем появления нового качественного контента, в том числе и интересных интерактивных образовательных приложений в связи с запуском грантовой поддержки авторов правительством Москвы. Пока еще не все учебники из Федерального перечня размещены на платформе, но мы активно реализуем эту задачу.
Валерий Тихонов, директор ГБОУ города Москвы "Школа в Капотне"
— Исаак Калина для педагогов, безусловно, авторитет. Его уважают и директора, и учителя. Ведь он прошел путь от учителя до руководителя системы образования Москвы. Он постоянно находится в поиске новых, эффективных решений, мотивируя
к этому и нас, директоров школ. Благодаря внедренной системе подушевого финансирования московские педагоги стали получать достойную зарплату. Особенно важно, что сегодня у учителей столицы есть все возможности для развития системы образования в целом. В городе реализуются проекты, направленные в том числе и на профессиональный рост педагогического состава.
Любовь Самборская, заместитель председателя Экспертно-Консультативного Совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы
— Когда мы говорим о формировании интереса у ребенка к школе и рассматриваем родителя как помощника, а школу и семью как тандем, то, конечно, родители должны быть включены в образовательный процесс и жизнь собственного ребенка. Задуматься о выстраивании отношений с родителями необходимо в тот момент, когда родитель привел своего ребенка в детский сад. В Москве есть образовательные организации, которые в дошкольном отделении организуют встречи с родителями не только в рамках родительских собраний, но и дополнительно обращают внимание на те или иные аспекты, важные для развития способностей ребенка и формирования у него осознанного отношения к учебе. Важно найти золотую середину, стараясь включить в процесс родителя, вызывая положительное отношение к школе и у ребенка, и у родителя. Для реализации столь важной задачи тесный контакт родителей с учителями может стать необходимым условием.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен