Музей «Московский транспорт» приглашает на выставку «космической» техники
ЛАЗ-695, представленный в музее, - не тот самый автобус, на котором Юрий Гагарин ехал на старт, но он  практически такой же / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Музей «Московский транспорт» приглашает на выставку «космической» техники

Город
Среди экспонатов – автомобиль легендарного конструктора Сергея Королева и автобус, который 12 апреля 1961 года вполне мог доставить Юрия Гагарина к ракете, стартовавшей с космодрома «Байконур».

Внутри автобуса пахнет историей: дорожной пылью, старой резиной и немного топливом. Особый запах советской техники, которым пропитывались одежда и багаж пассажиров. Он быстро выветривался, но всегда был неотъемлемым атрибутом будничных поездок по городу или невероятно важных путешествий – таких, как покорение Вселенной. Даже с виду в автобусе есть нечто космическое. Красный цвет, стальной блеск металла, много стекла и «воздуха», а еще эта молочная полоса, которая словно лента «прилипла» на финишной прямой. Он, как ракета, устремленная вперед. Немного фантазии – и можно побыть чуть-чуть Гагариным. Выбрать место в среднем ряду, с правой стороны по ходу движения автобуса, присесть у окна, поприветствовать взмахом руки товарищей и улыбнуться, увидев, как приближается готовая к запуску ракету.

Фестивальный «ЛАЗ»

- Справедливости ради, это не тот самый автобус, на котором Юрий Гагарин ехал на старт, – возвращает в реальность экскурсовод музея «Московский транспорт» Геннадий Нарыков. – Но он практически такой же. Оба автобуса марки «ЛАЗ» были сделаны на Львовском заводе. Правда, у нас представлена более старшая модель – «ЛАЗ-695» - из опытной промышленной партии. Настоящий раритет, потому что их было мало и, в частности, именно этот автобус использовался как туристический во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который прошел в Москве в 1957 году. Гагарин же ехал на автобусе, сделанном специально для космонавтов в 1961 году на базе «ЛАЗ-695 Б». Это уже серийная модель, а потому не такая нарядная. Автобус был белого цвета с голубыми полосами.
К счастью, он тоже сохранился и сейчас находится в городе Гагарине Смоленской области – на родине космонавта. Соберетесь посмотреть - не забудьте про черную «Волгу» с голубым салоном. Автомобиль, который Гагарину подарили сразу после полета, стоит под стеклянным куполом рядом с домом его родителей. Кстати, в московском музее есть похожая модель. Здесь же можно увидеть «двойника» автомобиля, на котором ездил Сергей Павлович Королев.

Две машины Королева

- Шикарнейший автомобиль «ГАЗ-12», он же – «ЗиМ», - сотрудник музея «Московский транспорт» Андрей Геронин показывает дорогую черную машину. До появления «Чайки» именно эта модель служила выдающимся людям советской страны. – Мощный мотор, плавный ход, просторный, комфортный салон. Самое престижное место – сзади у окна, по диагонали от водителя. Здесь легко можно было расположиться с документами, а при необходимости взять с собой двух помощников и прямо в дороге провести какое-то совещание. Для этого в салоне предусмотрено дополнительное выдвижное сиденье.

На таком автомобиле Сергей Королев ездил в 1950-х годах. Однако, по словам Геронина, есть сведения, что после Великой Отечественной войны конструктору подарили трофейный «Хорьх». Автомобили немецкого производства появились в Советском Союзе после победы над фашистской Германией.

- К сожалению, точно не известно, какая именно модель была у Королева, - говорит Андрей Геронин, предлагая заглянуть в первый зал музея, где стоит немецкий «Хорьх» 1935 года выпуска.

«Немец» американского производства

Лощеный автомобиль прикрыт полиэтиленом, из-под которого выглядывает длинный капот. На решетке – значок в виде четырех сплетенных между собой колец. Это символ союза четырех немецких производителей машин класса люкс. Автомобиль марки «Хорьх» - как раз из их числа. На «носу» у него красуется эффектная эмблема – стальной шарик с крыльями.

- Три года назад к нам в музей обратились из киностудии: хотели взять этот автомобиль для съемок фильма про Королева, - вспоминает любопытную историю Геронин. – Однако коллекционер, которому и принадлежит «Хорьх», наотрез отказался давать машину на съемки. Тогда другой коллекционер предложил загримировать под «немца» свой «Хадсон» - американский автомобиль 1936 года. К слову, эта машина уже участвовала в съемках разных фильмов, например, в «Стилягах».

Красно-бежевый киногерой стоит бок о бок с надменным «Хорьхом». В память о съемках на капоте «Хадсона» остался бутафорский шарик с крыльями: настоящая эмблема американского автомобиля – коричневая сигара.

- Но, скорее всего, у Сергея Павловича был не двухдверный «Хорьх» - это все-таки более спортивная модель, - а четырехдверный, - предположил Андрей Геронин, еще раз подчеркнув, что ни точного описания, ни фотографий трофейного автомобиля, увы, нет.

Музей «Московский транспорт» приглашает на выставку «космической» техникиАвтобус, который могут увидеть посетители музея, - настоящий раритет, именно этот автобус использовался как туристический во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который прошел в Москве в 1957 году / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Создание космической легенды

Интересные факты, связанные с биографией Королева, расскажет представленный на выставке фотодокументальный проект «Дело всей твоей жизни». Письма, справки, чертежи реактивных двигателей и наброски будущих ракет – редкие сведения о становлении космической эры добыты из архивов.

- Мало кто знает, но в Советском Союзе решение о запуске космической программы было принято всего за два дня, - уверяет автор проекта Владимир Лосицкий. – В архивах Министерства иностранных дел хранится письмо Сталину от Черчилля. Британский политик просит разрешения для военных Англии побывать на польском полигоне в Дембице, где немцы проводили испытания ракет. И вот что интересно: 13 июля 1944 года в 23:30 с этим письмом в кабинет к Сталину приходит Берия.

Буквально через час он уходит, оставив Сталина наедине с Молотовым. И уже утром в кабинете Сталина появляются представители польской стороны, а 15 июля в 00:30 подписывается письмо об освобождении 35 авиационных инженеров – будущих ракетчиков. Как вы понимаете, среди них был и Сергей Павлович Королев.
Вместе с ним над ракетой, которая потом и отправила в космос сначала искусственный спутник, а затем и первого человека, трудились еще семь гениальных инженеров. Взяв за основу немецкую «ФАУ-2», они создали уникальную «семерку» - семейство ракет-носителей, которые летают в космос до сих пор.

- Была проделана колоссальная работа, - говорит Лосицкий. – По своим характеристикам, первая ракета «Р1» отличается от финальной «Р7» примерно, как запорожец от мерседеса.

Пожарные на стартовой и съемочной площадках

На выставке также представлен грузовой автомобиль, который мог участвовать в спасении космонавтов после приземления. Для этого в его кузов, как правило, устанавливали радиостанцию, принимавшую сигналы. И пожарные машины, дежурившие на стартовой площадке во время запуска ракет. Год назад одна из них даже снималась в космическом фильме «Время первых». Внимательный зритель узнает в пожарном в большой белой каске экскурсовода Геннадия Нарыкова.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Жигунов, директор по коммерческой деятельности Мосгортранса:

-Музей «Московский транспорт» совместно с партнерами рад представить уникальную экспозицию о создателях ракетной техники. Уверен, история отечественного ракетостроения, отраженная в фотоархивах, документах и образцах ретротехники, никого не оставит равнодушным. Все желающие смогут посетить выставку до конца февраля.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Google newsGoogle newsGoogle news