По следам русского рака: редкий вид облюбовал столичные пруды
Сюжет:
Федоров лесКорреспондент «ВМ» встретился с Васюковым на берегу одного из прудов, в котором обитает рак, занесенный в Красную Книгу.
- Узнал об этом из нашего сообщества в интернете, когда один молодой человек похвастался тем, как замечательно он провел прошлые выходные, наловив сачком у берега с дюжину раков, - рассказывает Алексей. - Меня, как жителя района, в котором проживаю более 30 лет, такая информация несколько шокировала. Как и других пользователей нашего интернет-сообщества. Ведь у нас как часто бывает: только – только появится какая-то живность в пруду, так сразу ее надо выловить. Причем не понятно зачем. Не думаю, что этот молодой человек будет употреблять этих раков с пивом. Масштаб не тот. А вот ущерб экологии Песчаного пруда, в котором были выловлены раки, вполне ощутим.
Алексей опасается, что после прохождения в сети «удачной охоты на раков» другие граждане выйдут с сачками на пруды и начнут вылавливать раков, которые с наступлением погожих теплых дней выходят на мелководье и могут стать легкой добычей для любителей «халявы».
Вместе с Васюковым мы обошли вокруг пруда, но раколовов не заметили. Только одного рыбака. Корреспондент «ВМ» поинтересовался у него, какая рыба водится в Песчаном пруду. Оказалось, что, в основном, карась и ротан, иногда попадается уклейка.
Пруд оказался проточным. Кроме того, на крутом берегу мы обнаружили небольшой родник. Это объяснило, почему водятся раки. Здесь, наверное, отсутствуют ливневые стоки с прилегающих к пруду улиц. Экология Бирюлевских прудов порадовала. Тем более, что на обратном пути была замечена плывущая вдоль берега довольно крупная ондатра, которой Алексей очень обрадовался, поскольку раньше эту водяную крысу тут не видел.
Корреспондент «ВМ» объяснил Алексею, что ондатра, скорее всего, постоянно в этом пруду не живет, поскольку тут очень мало околоводной растительности, в зарослях которой может устроить гнездо это животное. Очевидно, зверек пришел сюда по подземным коммуникациям из соседнего, более обширного и заросшего прибрежными ивовыми кустами Герценского пруда, - полакомиться именно раками, не подозревая, что у нее тут уже появились двуногие конкуренты.
Вернувшись с Песчаного пруда, корреспондент «ВМ» связался с ихтиологом, бывшим сотрудником Министерства Рыбного хозяйства СССР, специалистом по членистоногим Галиной Бугаевой.
- Сейчас, когда водоемы очистились ото льда, раки начали выходить из холодной глубины на более теплое мелководье, - объяснила специалист-ихтиолог, - причем раки выходят не только погреться в теплой водичке, но и полакомиться первой прибрежной травкой, которая стала пробиваться возле самого берега. Особенно любят молодую крапиву. Многие ошибочно считают, что раки питаются исключительно падалью, которую находят на дне. Это не совсем так – 90 процентов у всех ракообразных составляет исключительно водная растительность и только 10 процентов погибшие рыбешки, лягушки, икра рыб и лягушек.
Действительно, широкопалый рак занесен в Красную Книгу не только в России, но в Украине, Белоруссии и Казахстане. К сожалению, в странах Европы он практически не встречается. Так что широкопалого рака можно смело назвать еще «русским раком» и даже московским, поскольку он стал последнее время встречаться в московских водоемах. В частности, такой рак распространен в Строгинской и Мневниковской пойме, на Борисовских, Нижнем Царицинском, Большом Садовом прудах, на значительном протяжении реки Москва в верхнем течении Серебряного бора, в районе Беседенского моста. Это говорит, что экология столицы улучшается.
Поэтому сейчас очень важно дать популяции раков разрастись. Не вылавливать их, дать возможность к дальнейшему воспроизводству и расселению. Ведь рак - своеобразный природный чистильщик водоемов. Зимой основной его пищей является упавшая на дно листва, которую раки поедают в большом количестве, тем самым не давая дну заиливаться. А в чистой воде и рыбы больше будет водиться.
Кстати, все мы знаем известную поговорку: «Покажу тебе, где раки зимуют». Так вот, зимуют они в своих норах, выкапывая прямой ход от 20 до 120 сантиметров, также под корягами, камнями, другими укрытиями. Раньше некоторые русские помещики в виде наказания заставляли своих крестьян ловить в реке раков зимой. Отсюда и пугающая поговорка, так как была большая вероятность простудиться в ледяной воде.