Заливные луга, пашни и железная дорога: чем жила в прошлые века нынешняя Симоновская набережная
Московские археологи заканчивают работы возле Симоновской набережной. «Вечерняя Москва» первой рассказывает о тех находках, которые удалось обнаружить в трех раскопах.
Специалист-археолог Никита Зубарев говорит, что исследования велись почти полтора месяца. На площади 360 квадратных метров каждый день работали десять человек. Кирки, лопаты, металлоискатели — нехитрый набор инструментов позволяет обнаружить настоящие сокровища для археологов. Несколько монет — полденьги, полушки, копейки разных веков — это только часть «улова» любителей старины. Самая ранняя датируется XVIII веком, но преимущественно среди находок предметы XIX века. Основной материал — свинцовые товарные пломбы. Каждая из них имеет точную датировку: вплоть до дня выхода груза из конкретного города. Интересны они будут в первую очередь тем специалистам, которые изучают историю перевозки грузов по российским железным дорогам. Пломбы говорят не только о точной дате поставки леса или нефтепродуктов в Москву, но и сообщают о месте их отправки.
— По территории нынешней Симоновской набережной проходила железная дорога, — рассказывает Никита Зубарев.
До прокладки в этой части города рельсов у Москвы-реки почти ничего не было: ни жилой застройки, ни какой-либо городской инфраструктуры. Пашни на заливных лугах стали возникать не раньше XIX века. Это подтверждают и обнаруженные археологами артефакты. В первую очередь это керамика: осколки посуды и бронзовая булавка.
— Здесь не было застройки, мы можем абсолютно точно сказать, что кроме сельхозугодий в этом районе ничего не было, — продолжает Никита Зубарев. — Пашни могли принадлежать расположенному рядом монастырю.
Помочь установить это обстоятельство помогут архивные данные. В XIX–XX веках велся учет всех покосов и сельскохозяйственных земель.
— До XIX столетия эти территории не представляли никакого интереса: низкое топкое место сложно было освоить, даже под посадку овощей, — поясняет археолог. — Устроить пашни можно было только в период иссушения этих земель, когда уровень Москвы-реки падал и пойменные луга можно было сделать пригодными для того, чтобы выращивать здесь картофель или капусту.
Однако археологи не смогли обнаружить земледельческих орудий труда. Возможно, это еще одно свидетельство того, что луга не пользовались особым спросом.
Зато было обнаружено медно-латунное обручальное кольцо. Такие часто носили крестьяне.
— Следов рыболовства тоже не нашли, — рассказывает Никита Зубарев. — Нет ни грузил, ни рыбных костей.
Зато позже здесь выстроили склады, тут же прошла узкоколейная железнодорожная линия. Сохранилась кирпичная кладка домика обходчика.
— На раскопках обнаружили свыше 50 ям и деревянных свай, которые свидетельствуют о том, что железную дорогу тянули по дамбам, — отмечает Никита Зубарев. — Дерево сгнило, мы нашли уже его остатки.
Планы конца 1903 года подтверждают находки: в этом районе московского юга проходила дорога. На старых картах даже обозначен тот самый кирпичный домик обходчика — пристанционное путевое сооружение.
Теперь археологи изучат находки. Так называемый камеральный период продлится примерно два-три месяца. За это время специалисты найдут похожие товарные пломбы, которые были ранее обнаружены в Москве, изучат керамику — глиняные горшки и бытовые сосуды, их сравнят с найденными предметами в ходе других подобных раскопок.
— После изучения и очистки всех артефактов их передадим в Музей Москвы, — резюмирует Никита Зубарев. — А изучение территории Симоновской набережной продолжим.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Константин Воронин, генеральный директор «Столичного археологического бюро»
Обновление федерального закона № 73 дало больше возможностей для изучения сокрытого под землей. Документ предполагает историко-культурную экспертизу при проведении земельных работ. Громадные размеры Москвы только на руку археологам: точек для исследований стало теперь больше. В фокусе внимания — все территории, где идет строительство или реконструкция существующих объектов.
Среди необычных мест, которые мы исследуем, — территория Симоновской набережной. Здесь найден уникальный комплекс товарных XIX века с точными датами отправки грузов.