Фасад с иголочки: Специалисты восстанавливают старинные здания
— Год назад поступило рекордное количество — 100 заявок. И мы с коллегами ужесточили отбор в этом году. И тем не менее на конкурс поступило 105 заявок, — отметил он. Премия «Московская реставрация» пройдет уже в восьмой раз.
— В этом году особое внимание мы уделим людям, под чьим руководством проводятся реставрационные работы. Это ответственные за производство работ на объекте, а также руководители отдельных видов реставрационных работ, — сказал Емельянов.
Жюри будет выбирать победителей в нескольких номинациях: «За лучший проект реставрации или лучший проект приспособления к современному использованию», «За высокое качество ремонтно-реставрационных работ», «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ», «За научно-исследовательскую работу и/или научно-методическое руководство».
Кроме того, в конкурсе сохранится специальная премия для лучших молодых реставраторов. Всего с 2011 года в столице отреставрировано более тысячи объектов культурного наследия.
— Восстановительные работы в столице продолжаются. Уверен, что нас ожидают интересные открытия и встречи с прекрасными и любимыми московскими памятниками, — сказал Емельянов.
Особняк Кекушевой на Остоженке
Здание построено в начале XX века известным московским архитектором Львом Кекушевым. Поклонники творчества Михаила Булгакова считают, что именно в этом доме писатель «поселил» Маргариту из «Мастера и Маргариты».
Деталь: На крышу здания вновь вернули медного льва, который изначально был установлен, но затем исчез мистическим образом.
Павильон «Космос» (бывший «Механизация»)
Реставрация павильона заняла четыре года. За основу специалисты взяли архивные чертежи 1954 года.
Деталь: Под куполом павильона установлена люстра-звезда.
Это точная копия утерянной исторической люстры, которую в свое время сделали из звезды, что с 1935 по 1937 годы украшала Троицкую башню Московского Кремля. Звезду восстановили по архивным чертежам.
Павильон «Земледелие»
Изначально это был павильон для демонстрации достижений Украины. Позже здесь разместилась выставка о сельскохозяйственных культурах. Реставраторы восстановили уникальный декор павильона: витражи, скульптуры и глазурированные керамические плитки с изображением растений и животных, которыми славилась Украинская ССР.
Деталь: Специалисты вернули исторический облик витражу «Переяславская рада», отреставрировали шпиль и звезду.
Чугунный павильон трамвайной остановки
Уникальный памятник промышленной архитектуры первой половины XX века. Павильон был в удручающем состоянии. Реставраторы демонтировали все поздние элементы и восстановили недостающие.
Деталь: 18 малых капителей — верхних частей колонны — реставраторы восстановили по сохранившимся внутри павильона элементам декора.
Фонтан «Золотой колос»
Самый зрелищный фонтан ВДНХ: 66 струй воды, из которых 30 достигают в высоту 25 метров. Фонтан «спал» на протяжение 30 лет.
Деталь: На восстановление мозаики фонтана у реставраторов ушло 5 тонн золотой и 3,5 тонны цветной смальты.
Ансамбль паровозного депо станции «Подмосковная»
Первый поезд со станции «Подмосковная» отправился свыше ста лет назад — в июле 1901 года. Спустя 44 года пассажирское сообщение перенесли к платформе «Красный Балтиец». С тех пор вокзал вплоть до 2001 года функционировал в качестве железнодорожного телефонного узла. Здание интересно еще и тем, что это единственное сохранившееся до наших дней деревянное вокзальное здание Москвы и ближнего Подмосковья.
Деталь: Рядом со станцией стоит кирпичная водонапорная башня, которая действует до сих пор.
Старый государев двор
Одна их древнейших построек Москвы расположена в районе парка «Зарядье». По преданию именно здесь в июле 1596 года родился Михаил Федорович — первый царь из рода Романовых.
Как говорят исследователи, усадебный комплекс начал формироваться еще в конце XV века, как раз в это время здесь поселились купцы Ховрины, при которых появился глубокий подвал, выложенный из белого камня. Основная часть здания относится к XVI–XVII векам.
Деталь: Реставраторы вернули изначальный облик богатого боярского дома. Специалисты воссоздали утраченные архитектурные элементы и детали интерьеров. В частности, расписной потолок с родовым гербом Романовых восстановили по описаниям других домов царской семьи.
Морские обитатели и драконы украшают грот
Одним из самых удивительных объектов, где проходили работы по реставрации в этом году, стал старинный грот, который находится в музее-усадьбе «Кусково». Здание построено под руководством крепостного архитектора графов Шереметевых Федора Аргунова в 1756–1761 годах.
На стенах и сводах грота были изображены диковинные морские обитатели, птицы, растения и даже драконы. Чтобы их восстановить, реставраторам потребовалось 90 тысяч морских раковин разной величины.
— Для создания уникального настенного декора мастера XVIII века использовали 24 вида раковин моллюсков, — рассказали в пресс-службе Мосгорнаследия. — Однако за 250-летний срок некоторые моллюски вымерли или поменяли свою среду обитания, изменились в размерах.
Реставраторы обратились к специалистам Института океанологии имени Ширшова. Ученые составили список моллюсков, раковины которых смогли восполнить утраченные элементы декора.
Ракушки привезли из Греции, Франции, Италии и Турции. Заказ выполнили работники фабрик, которые специализируются на добыче и поставке раковин для декоративных целей.
Наталья Сергунина, руководитель аппарата мэра и правительства Москвы:
— Конкурс «Московская реставрация» проводится уже в восьмой раз, он давно завоевал признание среди профессионалов. В этом году поступило 105 заявок по 47 объектам, а также по 16 студенческим проектам. Всего за прошедшие годы конкурсная комиссия оценила порядка 500 реставрационных проектов.
СПРАВКА
Лауреатов премии назовут на церемонии награждения, которая пройдет в здании Государственного академического театра имени Моссовета. Цель конкурса — привлечь внимание к сохранению наследия и выделить лучшие работы в этой сфере.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Мосгорнаследие сообщило о старте очередного проекта реставрации — восстановлении самого раннего из сохранившихся объектов архитектора Константина Мельникова. Мастера станут ориентироваться на фотографии, оставшиеся с того времени. Они сохранили внешний вид деревянных переплетов окон, такими они и станут в результате реставрации.