Валерий Теличенко: Подземная часть станет серьезным капиталом столицы
— Валерий Иванович, как активно на сегодняшний день осваивается подземное пространство Москвы?
— В городе ведется интенсивное строительство под землей. Самый яркий пример — развитие Московского метрополитена. Возводятся также тоннели, подземные пешеходные переходы. А под большинством современных зданий уже есть парковки. Это тенденция современности. Подземная часть используется для различных операций, связанных с логистикой, в частности для размещения складов. Так что это направление довольно активно развивается.
— Оцените потенциал подземной части города.
— С точностью до одного процента подсчитать сложно. Но скажу: сейчас используется лишь небольшая часть подземного пространства Москвы.
— С чем это связано?
— Освоение подземной части имеет сложности с точки зрения геофизики, экологии. Много слабых грунтов, подтоп ленных территорий, карстов, пустот. Специалисты не всегда успевают следить, когда и за счет чего образуются эти пустоты. Особенность освоения подземного пространства заключается в том, что требуется серьезное изучение местности. Что достаточно затратно. Часто сумма расходов и вложенных усилий на создание условий для работы под землей в совокупности превосходит затраты на процесс возведения конкретного сооружения.
— Валерий Иванович, и все-таки современные технологии сегодня позволяют строить в любых условиях?
— Это так. Современные технологии позволяют строить хоть под водой. Для работы в трудных условиях используются разные методы — замораживание, водопонижение, усиление или уплотнение грунта. Способов много. Но опять же в разы повышается стоимость обустройства объекта для работы в таких условиях. Фактор нерентабельности обязательно нужно учитывать.
— Что еще тормозит развитие подземной части города?
— Отсутствие четкой законодательной базы. Существует понятие «недра» — это все, что глубже пяти метров ниже уровня земли. Нормы действующего Федерального закона «О недрах» противоречат строительству под землей. Этот вопрос никак не регламентирован. Нет четких правил и подходов. Поэтому Москве только предстоит решить этот вопрос. Я считаю, что начинать заниматься данной темой нужно уже сейчас.
— Скажите, существует ли оптимальная глубина, на которой человек чувствует себя комфортно?
— Думаю, что это 25–30 метров. Это та глубина, на которой строятся многоуровневые подземные паркинги. Глубже — нет смысла, иначе многие люди будут ощущать дискомфорт.
— Какие прогнозы по развитию подземной части?
— Активное освоение продолжится. Это факт. Рыночная цена за квадратный метр земли в Москве достаточно высокая. А вот как оценивается подземная часть — таких данных пока нет. На мой взгляд, в будущем она станет серьезным капиталом нашего города, даст новый импульс к еще более динамичному развитию. В этом плане многие зарубежные столицы продвинулись уже очень далеко.
— Речь идет о комплексной программе?
— Да, этим сегодня занимается подземная урбанистика. То есть все те сооружения, которые возводятся под землей, должны быть не разрозненными элементами, а становиться частью городской среды. Чтобы человек пользовался всей инфраструктурой и при этом чувствовал себя уютно, комфортно и в безопасности. Один из ярких примеров — торговый комплекс «Охотный Ряд» — место, где люди могут с комфортом проводить досуг. Это первый опыт Москвы в освоении подземного пространства. Такие места будут появляться в дальнейшем, в том числе с участием капитала частных инвесторов.
СПРАВКА
Валерий Иванович Теличенко родился 24 июля 1947 года. Окончил Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева. Доктор технических наук, профессор, академик Российской академии архитектуры и строительных наук. С 2013 года — президент Национального исследовательского Московского государственного строительного университета. В сентября 2014 года избран депутатом Мосгордумы.