Top.Mail.Ru
- Город

Валерий Теличенко: Подземная часть станет серьезным капиталом столицы

«Человек, чье имя стало символом эпохи»: Москва простилась с Лужковым

Песков объяснил высылку немецких дипломатов на фоне убийства в Берлине

Госдума разрешила вернуть «курилки» в аэропорты

Дедушка убитой студентки РУДН раскрыл подробности трагедии

Москвичи собрали 43 тонны продуктов для пенсионеров

Роспотребнадзор объяснил, как правильно «выбрать» Деда Мороза

Спасти еду, чтобы спасти людей

Топ-5 грехов новой Мосгордумы

Каких специалистов ценят в столице больше всего

Как распознать редкие и дорогие монеты в своем кошельке

«Я очень по вам скучала»: София Ротару выступила в Москве

Назван главный цвет 2020 года

Еще одна площадка фестиваля «Путешествие в Рождество» появится в Зеленограде

Личные вещи Людмилы Зыкиной продадут на аукционе в Москве

Валерий Теличенко: Подземная часть станет серьезным капиталом столицы

По словам Валерия Теличенко, в системе Росстандарта был создан технический комитет № 366, который называется «Зеленые технологии среды жизнедеятельности и зеленая инновационная продукция»

ФОТО: Официальный сайт Московской городской думы: https://duma.mos.ru

— Валерий Иванович, как активно на сегодняшний день осваивается подземное пространство Москвы?

— В городе ведется интенсивное строительство под землей. Самый яркий пример — развитие Московского метрополитена. Возводятся также тоннели, подземные пешеходные переходы. А под большинством современных зданий уже есть парковки. Это тенденция современности. Подземная часть используется для различных операций, связанных с логистикой, в частности для размещения складов. Так что это направление довольно активно развивается.

— Оцените потенциал подземной части города.

— С точностью до одного процента подсчитать сложно. Но скажу: сейчас используется лишь небольшая часть подземного пространства Москвы.

— С чем это связано?

— Освоение подземной части имеет сложности с точки зрения геофизики, экологии. Много слабых грунтов, подтоп ленных территорий, карстов, пустот. Специалисты не всегда успевают следить, когда и за счет чего образуются эти пустоты. Особенность освоения подземного пространства заключается в том, что требуется серьезное изучение местности. Что достаточно затратно. Часто сумма расходов и вложенных усилий на создание условий для работы под землей в совокупности превосходит затраты на процесс возведения конкретного сооружения.

— Валерий Иванович, и все-таки современные технологии сегодня позволяют строить в любых условиях?

— Это так. Современные технологии позволяют строить хоть под водой. Для работы в трудных условиях используются разные методы — замораживание, водопонижение, усиление или уплотнение грунта. Способов много. Но опять же в разы повышается стоимость обустройства объекта для работы в таких условиях. Фактор нерентабельности обязательно нужно учитывать.

ФОТО:

— Что еще тормозит развитие подземной части города?

— Отсутствие четкой законодательной базы. Существует понятие «недра» — это все, что глубже пяти метров ниже уровня земли. Нормы действующего Федерального закона «О недрах» противоречат строительству под землей. Этот вопрос никак не регламентирован. Нет четких правил и подходов. Поэтому Москве только предстоит решить этот вопрос. Я считаю, что начинать заниматься данной темой нужно уже сейчас.

— Скажите, существует ли оптимальная глубина, на которой человек чувствует себя комфортно?

— Думаю, что это 25–30 метров. Это та глубина, на которой строятся многоуровневые подземные паркинги. Глубже — нет смысла, иначе многие люди будут ощущать дискомфорт.

— Какие прогнозы по развитию подземной части?

— Активное освоение продолжится. Это факт. Рыночная цена за квадратный метр земли в Москве достаточно высокая. А вот как оценивается подземная часть — таких данных пока нет. На мой взгляд, в будущем она станет серьезным капиталом нашего города, даст новый импульс к еще более динамичному развитию. В этом плане многие зарубежные столицы продвинулись уже очень далеко.

— Речь идет о комплексной программе?

— Да, этим сегодня занимается подземная урбанистика. То есть все те сооружения, которые возводятся под землей, должны быть не разрозненными элементами, а становиться частью городской среды. Чтобы человек пользовался всей инфраструктурой и при этом чувствовал себя уютно, комфортно и в безопасности. Один из ярких примеров — торговый комплекс «Охотный Ряд» — место, где люди могут с комфортом проводить досуг. Это первый опыт Москвы в освоении подземного пространства. Такие места будут появляться в дальнейшем, в том числе с участием капитала частных инвесторов.

СПРАВКА

Валерий Иванович Теличенко родился 24 июля 1947 года. Окончил Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева. Доктор технических наук, профессор, академик Российской академии архитектуры и строительных наук. С 2013 года — президент Национального исследовательского Московского государственного строительного университета. В сентября 2014 года избран депутатом Мосгордумы.

Новости СМИ2

Антон Крылов

Во всем виноват Сталин

Алиса Янина

Новогодние подарки — дорого и глупо

Ольга Маховская, психолог

Как справиться со страхом экокатастроф

Георгий Бовт

Закон не правят на коленке

Виктория Федотова

Когда «хорошая девочка» — смертельный приговор

Игорь Воеводин

Это вам не «Мисс Вселенная»

Олег Капранов

Смартфон у ребенка отбирать нельзя. Тем более в школе

Генерал Мороз был предателем. Правда и мифы о Битве за Москву

Построили стену из кирпичей собственного производства

Правильно распределяйте свое время на экзамене

Чтобы попасть в мишень нужны не глаза, а чувства