пн 23 сентября 12:52
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Бизнес на воде. Благоустройство набережных оценят инвесторы

Бизнес на воде. Благоустройство набережных оценят инвесторы

Проекты благоустройства набережных Москвы-реки: вблизи Живописной улицы

https://stroi.mos.ru/

Европейский опыт

Согласно исследованиям урбанистов, даже незначительные позитивные изменения территорий около воды сказываются на восприятии качества городской среды в целом. При этом два основных критерия успешности проведенных преобразований — популярность новых общественных прибрежных зон среди горожан и коммерческая эффективность инфраструктуры.

Многие европейские города десятилетиями шли к тому, чтобы сложился современный формат набережных: визуально привлекательных и функционально насыщенных — с уличными кафе, торговыми пространствами, спортплощадками и прокатными службами. Примеры таких проектов есть в Мадриде, Вене, Париже, Копенгагене...

Столичная стратегия

Из чего складывается стратегия развития Москвы-реки и чем может быть интересна модернизация бизнесу? В пpeдeлaх гopoдa (от МКАД до МКАД) длинa реки cocтaвляeт 80 км. Caмaя yзкaя чacть нaхoдитcя вoзлe Kpeмля, a caмaя шиpoкaя — в Лyжникaх. Решение о благоустройстве речных территорий было принято еще в 2014 году, тогда состоялся международный конкурс на концепцию развития главной водной артерии мегаполиса.

В начале это года в «Доме на Брестской» (центр конгрессно-выставочных мероприятий в сфере градостроительства, архитектуры и дизайна) прошла крупная выставка, где уже во всех деталях рассказали о преображении Москвы-реки. При этом почти две тысячи человек приняли участие в голосовании на сайте «Активный гражданин», назвав реорганизацию прибрежных промзон одним из главных вопросов благоустройства города.

— Еще совсем недавно большая часть береговой линии была недоступна или некомфортна для горожан. Это были либо оживленные автотрассы, либо заросшие берега, либо и вовсе закрытые промышленные зоны. Новые набережные проектируются по новым правилам — дорога отступает от воды, уступая место пространству для людей, — отметил мэр Сергей Собянин.

В марте на Международной выставке MIPIM (МИПИМ) в Каннах заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил, что обновление прибрежных территорий города является драйвером развития Москвы, наравне с бурным транспортным строительством. Итогом преобразований должно стать «создание целостной системы взаимоувязанных прибрежных территорий и повышение эффективности их использования». Около 80% территорий вдоль Москвы-реки планируется благоустроить к 2023 году. Также предполагается строительство более 20 мостов. В настоящее время проектными институтами ведутся доработки благоустройства набережных.

 Общая площадь благоустройства — 50 гектаров / Пресс-служба мэра и правительства Москвы

 Общая площадь благоустройства — 50 гектаров

ФОТО: Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Интересы бизнеса

— Предпринимателей, инвесторов сегодня интересует возможность концентрации спроса, — поясняет «ВМ» заместитель руководителя по инвестициям и развитию ФГБУ «Канал им. Москвы» Владимир Маркин. — С этой точки зрения, задача проектов по реорганизации и благоустройству набережных — повысить привлекательность реки в целом, вернуть спрос на реку, на воду, и таким образом создать те зоны, где сегодня может быть динамика спроса выше, чем в среднем по рынку. Именно это будет интересно и привлекательно для соинвесторов и для тех, кто собирается развивать набережную систему.

Вместе с тем, отмечает эксперт, нужно понимать, что спрос на реке — это сложный, составной компонент. Сегодня мы видим на набережных прежде всего реализацию рекреационных элементов и отчасти элементов, касающихся туристической инфраструктуры. Но кроме того, существуют, например, транспортные компоненты, которые было бы целесообразно учесть в проектах.

Так, в Санкт-Петербурге сделаны достаточно частые причальные сооружения у набережных, что позволяет останавливаться судам в том месте, где это удобно для посадки и высадки пассажиров.

По сути, о чем бы ни шла речь (благоустройстве московских прибрежных зон, реконструкции речного вокзала, возведении канатных дорог и мостов) — все это потенциально дает шансы вернуть в экономику пространства, которые были не активны в последнее время.

Главное, повторяет Владимир Маркин, — чтобы инвесторы могли видеть гарантированный спрос. А в этом деле важно, насколько удастся получить синергию в разных сегментах спроса и насколько те концепции, которые сегодня прорабатываются, будут согласованы с инвестиционными активностями представителей бизнеса, занимающихся сервисом на воде.

— Вот эту часть, которая касается синергии спроса, ее, конечно, было бы интересно увидеть в концепции и отдельно ее обсудить так, чтобы она была понятна, прозрачна и привлекательна для предпринимательского сообщества, — говорит заместитель руководителя по инвестициям и развитию ФГБУ «Канал им. Москвы» Владимир Маркин. — Поэтому, даже если мы воплотили замечательный замысел концепции, то для того чтобы все заработало дальше, необходимо правильно подать проект для целевой аудитории, правильно презентовать, показать ключевые точки спроса и место для каждого участника рынка.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ  

Зоя Зотова, доктор исторических наук, профессор, депутат Московской городской Думы:

— Благоустройство Москвы-реки — наряду с облагораживанием набережных и развитием прилегающих территорий — включает в себя санитарную очистку, озеленение пойменных территорий, обустройство мест для водоплавающих птиц, укрепление берегов. Также в столице будет построен 21 мост. В целом программа по реконструкции и созданию инфраструктуры на Москве-реке рассчитана вплоть до 2050 года.

Новости СМИ2

Игорь Воеводин

За слова придется ответить. Всем

Ирина Алкснис

Москве есть чем ответить критикам

Оксана Крученко

Как экономия вправляет мозг

Лера Бокашева

Злые соседи «Доброго дома»

Никита Миронов  

Гостиницы выгодны не только туристам

Сергей Лесков

Долгая дорога к Храму

Георгий Бовт

Газовая война между Россией и Украиной: кто «моргнет» первым?