Место под знаком: как столичные таксисты воюют за парковку
Сюжет:
Специальный репортажМосквичи бьют тревогу: в последнее время в центре города стало трудно взять такси.
И причина такого явления — штрафы, которыми облагаются таксисты за неправильную остановку или парковку. Бывает, что штрафы перекрывают всю их дневную выручку. К тому же, вызвать машину к положенному месту стало особенно проблематично в час пик. И хотя пассажиру не нужно знать, где парковка или стоянка разрешены, а где нет, тотальный запрет на них в центре города уже привел к закрытию многих ресторанов и магазинов. Люди просто не могут туда добраться.
— Да, проблема эта нешуточная, — рассказывает таксист Михаил. — Работать становится все сложнее. Всюду камеры, как на Арбате. Парковочные карманы, конечно, есть, но они такие крошечные, на три машины, и всегда заняты. Я стараюсь брать пассажиров все же там, где остановка разрешена. Но ведь пассажирам это бывает неудобно, и до этой точки, где они смогут сесть в машину, им приходится еще идти и идти. Штраф за остановку в неположенном месте — до трех тысяч, я попадал на него уже не раз. Так что — да, заказов в центр стараюсь не брать. Сами понимаете, нарываться не хочется.
Корреспонденты «Вечерней Москвы» отправились на Новый Арбат, о котором упомянул Михаил.
Количество знаков «остановка запрещена» тут просто зашкаливает! И парковки есть, правда, платные, но отлично оборудованные. Много свободных мест. Впрочем, особо хитрые таксисты ими не пользуются: не доехав до места посадки пассажира, притормаживают и очень медленно двигаются дальше... А тут уже и пассажир на подходе. В таком случае, считай, водиле повезло: и пассажира взял, и ПДД не нарушил.
Иногда водители поступают еще проще: просят пассажира пройти вперед. Как на Новом Арбате. Чтобы пассажиру сесть в такси, ему придется идти еще минут десять. А вот на других, тоже центральных улицах города, где нет столь обширной пешеходной зоны, подобрать пассажира водителю значительно проще. Вот, например, на Смоленской площади останавливаться нельзя, но ведь можно завернуть за угол и спокойно припарковаться в переулке. Это ли не выход?
Наш следующий собеседник — таксист Руслан.
— Проблема здесь не столько в знаках, сколько в неподготовленности агрегаторов такси к изменениям в городе, — считает он. — Нужно сделать так, чтобы клиент не мог вызвать машину туда, где остановка запрещена. Пусть приложение покажет соседнюю точку, куда можно спокойно дойти пешком и оттуда уже вызвать машину.
Позицию Руслана разделяет председатель профсоюза столичных таксистов Александр Макаров. По его словам, проблема назревала уже давно и теперь достигла своего пика. Однако выход из этой ситуации, считает он, есть, и даже не один.
— Да, знаков, запрещающих остановку, сейчас стало в разы больше. Но нужно понимать, что сделано это не для того, чтобы всех позлить, а чтобы разгрузить центр Москвы. Чтобы больше людей пользовались общественным транспортом. Ход действий, безусловно, правильный, но нужно подумать и о тех, кому удобно пользоваться альтернативным видом транспорта, то есть такси.
Да, проблему загруженности центра не решает даже огромное количество дорожных знаков. К примеру, такое бойкое место, как площадь трех вокзалов, в частности, пятачок у Ленинградского вокзала. Тут в самые часы пик, когда отправляются поезда в Санкт-Петербург, дорога сужается до полосы. Машины выстраиваются в три–четыре ряда, мигают аварийками... Люди, торопясь на поезд, выскакивают из машин прямо на дорогу, рискуя угодить под колеса. И на парковке мест нет — забито. Бывает, что не проехать и общественному транспорту.
— Может, включать аварийку? — спрашиваем у Александра.
— Нет, аварийка здесь не поможет, оштрафуют все равно, но маленькая хитрость все же есть, — улыбается наш собеседник. — Там, где остановка запрещена, нужно затормозить — но только на десять секунд. Успел — уехал без штрафа. Правда, пассажиру придется проявить особую сноровку. А всем ли это под силу?
Отлично, как считает председатель профсоюза столичных таксистов, этот вопрос решался в советское время. У знака «остановка запрещена» было такое примечание: «кроме такси с включенным таксометром».
— Думаю, подобный вариант устроил бы всех. Нужно приравнять такси к общественному транспорту. Кроме того, посодействовать должны и приложения, которые информировали бы клиента, что есть точки, где остановка транспортных средств запрещена, и предлагали другой, более удобный вариант, — рассуждает председатель профсоюза столичных таксистов Александр Макаров.
Нужно ГАИ
До сих пор на «хлебных» местах можно увидеть машины, раскрашенные под такси — правда, с белыми номерами. Их водители стоят тут часами, а то и сутками на месте — ожидают выгодного клиента. А место это на самом деле для законных таксистов. Опознать таких «нелегалов» легко: на лобовом стекле они обычно размещают табличку «Свободен». Попав к такому водителю в «такси», пассажир, как правило, путает его с официальным такси и платит втридорога.
Мы стали свидетелями ситуации у метро «Теплый Стан», где десятки «левых» такси оккупировали места... троллейбусов и автобусов. Причем проблемы они создали не только городскому транспорту, но и коллегам по цеху — водителям легального такси. Так, на парковке у Ленинградского вокзала корреспонденты «ВМ» насчитали «великолепную семерку» выстроившихся в ряд автомобилей. Их рулевые, судя по всему, никуда не торопились. Как-то уместились в одном авто и увлеченно что-то смотрели...
— Я для себя решил: чем больше заказов, пусть даже на небольшие расстояния, тем лучше, чем ждать вот так, как они, «своего» клиента. Но дело в том, что они нам мешают. Заняли все места... — рассказывает таксист Айдын Бакиев. Сложных ситуаций у него, когда клиенты не могли даже пройти к машине из-за обнаглевших извозчиков, было немало.
Кстати, ГИБДД вместе с МАДИ активно ведет с такими нелегальными такси борьбу, рейды по выявлению таковых проводятся регулярно.
...До 22 часов дорога у Ленинградского вокзала рядом с парковкой была свободна. Два сотрудника МАДИ с видеофиксаторами на груди разместились на видном месте — видимо, старались предупредить: а не нарушай! Но стоило им уйти, машины тут же начали парковаться в два–три ряда. На проезжую часть повыскакивали дети и их матери с чемоданами... Час пик. Проезжая часть сузилась до полосы. Добропорядочные водители, может, и хотели припарковаться, но из-за беспорядочно стоящих машин сделать этого не могли. Кстати, чуть дальше было много свободного места, но в РЖД, видимо, о пиковых нагрузках на дороге не в курсе.
— Ведь можно же сделать так, как в Домодедове, чтобы места всем хватало? — вопрошает водитель собственного авто москвич Олег Волков. Только что он отвез свою маму на вокзал. На наш вопрос, как он относится к таксистам, занявшим все свободные места, Олег ответил, что «сегодня их даже намного меньше, чем раньше».
— Поскольку парковка у вокзала почти всегда забита, то когда я приезжаю из Питера от бабушки, то вызываю машину. А дальше у меня квест: ищу, где она остановится, — поделилась с корреспондентами «ВМ» москвичка Ксения Субботина. — Такси обычно встает под знаком, и мне нужно в него быстро влететь, а для этого сначала нужно перешагнуть через заграждения. Может, можно как-то разграничить эти две зоны? Так, как это было раньше: высаживали пассажира здесь, а сажали — там. Даже, кажется, распорядитель был, — вспомнила Ксения.
Корреспондент "ВМ" связался с пресс-службой компании UBER.
- Обычно онлайн-сервис по заказу такси подсказывает водителям разрешенные точки высадки и посадки пассажиров. Например, когда спортивные матчи или концерты, и подъездные дороги перекрывают. Но сейчас совсем другая проблема. Плотность камер в некоторых районах выросла настолько, что с помощью технологий регулировать подачу машины, избегая камер, крайне сложно.
Применить стандартные решения проблемы невозможно. В центре практически круглосуточно работают кафе, кинотеатры, клубы. Всегда много людей, особенно летом. Поздно вечером и ночью такси единственный способ добраться из центра домой. Например, за месяц только на Новом Арбате такси останавливается более 200 тыс раз. Если все сервисы включат стандартный алгоритм перекрытия, сотни тысяч людей никуда не доедут.
Таксисты в такой же ситуации, как и каршеринг или водители личных автомобилей. Мы вместе с таксопарками ищем решение. Таксопарки обратились к МТТП, мы их поддержали. Начался диалог с властями города о специальных условиях работы таксистов в зонах действия камер. Мы готовы активно участвовать в решении этого вопроса, но в одиночку и обычным способом эту ситуацию не решить.
Пресс-служба МАДИ:
Территория у станции метро «Теплый Стан» находится на особом контроле у инспекторов МАДИ. Только в 2019 году здесь выявили около 2 тысяч нарушений правил перевозки пассажиров и багажа легковыми такси. В ходе совместных рейдов с ГИБДД в целях безопасности граждан было изъято более 150 автомобилей такси. У водителей не было путевых листов с отметками о прохождении медицинского и технического осмотров.
Напомним, если есть разрешение использовать автомобиль как такси, то в соответствии с законом он должен быть оборудован надлежащим образом. Должен быть желтого цвета (если зарегистрирован в Москве) или белого со светоотражающими желтыми линиями и серой полосой (для Московской области), иметь цветографическую схему в виде «шашечек» и опознавательный фонарь на крыше. Также в салоне необходимо разместить информацию о тарифах и перевозчике. Мы рекомендуем пассажирам пользоваться только таким такси. Если вы заметили нарушение, сообщить о нем можно через портал mos.ru или по телефону МАДИ: +7(495)540-76-56.
Читайте также:
«Серые» перевозчики: сколько людей и денег теряет столица из-за нелегалов