Крупнейший российский авиаперевозчик празднует юбилей
Чуть меньше месяца спустя страна сделала первый практический шаг в освоении мирного неба: 17 марта 1923 года было учреждено Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота «Добролет», которое и стало родоначальником крупнейшей российской авиакомпании — «Аэрофлота».
В уставе общества отмечалось, что создается оно «для развития гражданского воздушного флота в пределах СССР путем организации воздушных линий для перевозки пассажиров, почты и грузов, производства аэросъемки и иных отраслей применения воздушного флота на основе отечественной авиапромышленности».
Уставной капитал составил два миллиона рублей золотом. «Добролету» отводилась стратегическая роль творца авиационной мощи Советской России. В стране развернулась мощная и весьма агрессивная, по современным меркам, рекламная кампания: всем желающим было предложено заработать на благих деяниях общества, которое вскоре станет крупнейшим авиаперевозчиком и авиастроителем в СССР. Акции «Добролета» мог купить любой. При этом каждая организация, приобретающая пакет на 25 тысяч золотых рублей, получала право по собственному разумению пользовать построенный на ее деньги самолет.
Фирменный стиль, идеологию и рекламную стратегию общества разрабатывал один из самых известных русских авангардистов, художник Александр Родченко — созданные им плакаты по праву вошли в золотой фонд отечественного конструктивизма.
А слоганы к плакатам сочинял Владимир Маяковский. Усилиями их творческого тандема за год основной капитал «Добролета» вырос в 2,5 раза, составив пять миллионов рублей. Примечательно, что идея создания Добровольного воздушного флота принадлежит Льву Троцкому. Знаменитый революционер, занимавший в те годы пост народного комиссара по военным и морским делам, считал, что на одном энтузиазме небо Стране Советов не покорить.
В апреле 1923-го появилось Украинское общество воздушных сообщений «Укрвоздухпуть», а в мае того же года — Закавказское общество воздушных сообщений «Закавиа». Спустя пять лет, в декабре 1929 года было организовано единое общество «Добролет СССР». В 1930 общая длина воздушных линий «Добролета» составила 26 тысяч километров. В 1923–1930 годах воздушные суда «Добролета» налетали 10 миллионов километров, перевезли 47 тысяч пассажиров и 408 тонн грузов. 9 октября 1930 года образовано Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота при Совете труда и обороны (ВО ГВФ).
25 февраля 1932 года ВО ГВФ при Совете труда и обороны преобразовано в Главное управление гражданского воздушного флота (ГУГВФ) при Совете Народных Комиссаров СССР. Ровно через месяц оно получило имя «Аэрофлот».
Справка
«Аэрофлот» — лидер воздушного транспорта России, в 2012 году перевез 17,7 миллиона пассажиров. Компания состоит в глобальном авиационном альянсе SkyTeam. Совокупная маршрутная сеть этой организации насчитывает 1000 пунктов в 187 странах. Самолетный парк «Аэрофлот» — один из самых молодых в Европе и насчитывает 128 воздушных судов. Компания первой из российских авиаперевозчиков вошла в реестр операторов IOSA, успешно прошла аудит безопасности наземного обслуживания ISAGO, обладает единым сертификатом соответствия требованиям стандарта ISO 9001:2008