Столица меняет схему развития на полицентричную
И юго-западные окраины города неожиданно оказались на границе Калужской области. Город получил неисчерпаемые возможности для развития на десятилетия — и множество проблем, которые необходимо решить в кратчайшие сроки.
Практически всю свою историю столица развивалась по радиальноокружной схеме, имеющей немало плюсов, но еще больше минусов. Главные из последних — основное место приложения рабочей силы — находится в историческом центре города: в пределы Садового кольца ежедневно приезжают на работу 4,5 миллиона человек — как москвичей, так и жителей Подмосковья и сопредельных областей. Кроме того, радиальная схема грешит отсутствием поперечных транспортных связок между районами, изза чего перевозки опять же происходят через исторический центр.
Новые территории дали Москве возможность отказаться от моноцентризма и перейти на полицентричную схему развития. Такой сценарий для Москвы предложили и участники конкурса на лучший проект московской агломерации, итоги которого были подведены минувшим летом.
Однако, прежде чем начать развивать новые территории, их предстояло «привести к столичному знаменателю».
ГОРЫ МУСОРА— ДОЛОЙ!
Работы по освоению новых территорий начались с их генеральной уборки. Все префектуры, все районные управы получили задание — привести в порядок тот или иной участок новых территорий.
Очистить леса вдоль дорог от мусора и сухостоя, которые не убирались порой годами.
Только за первые три недели с новых территорий было вывезено полторы тысячи тонн мусора, а потом процесс пошел по нарастающей. В конце октября, когда генеральная уборка была завершена, были озвучены и финальные показатели. Как сообщил мэр Москвы Сергей Собянин, в общей сложности с новых территорий было убрано 300 000 тонн мусора.
Кроме того, на новых территориях было оборудовано несколько десятков вертолетных площадок, а дороги с грунтовым покрытием засыпаны для начала асфальтовой крошкой.
НОВЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ
Для освоения новых территорий, преобразованных в Троицкий и Новомосковский округа, был создан специальный Департамент развития новых территорий. В конце ноября руководитель департамента Владимир Жидкин впервые рассказал о том, как именно правительство столицы намерено развивать эти земли — без малого 150 тысяч гектаров. Владимир Жидкин напомнил, что, согласно предложениям как всемирно известных архитектурных бюро, принимавших участие в конкурсе на лучший проект развития московской агломерации, так и главный архитектор Москвы Сергей Кузмин, предлагали полицентричное развитие новых территорий.
Другими словами — в огромном «языке» должны появиться новые центры притяжения рабочей силы. В качестве таковых будут выступать Румянцево и Мосрентген у МКАД. Чуть далее — Щербинка и Коммунарка. В пределах Малого бетонного кольца — Троицк. Далее идут Ярцево, Щапово, поселок Киевский. Последний расположен у мощного железнодорожного узла на Большом московском железнодорожном кольце. И, по мнению Жидкина, может стать основой для гигантского логистического центра, в котором могли бы работать сотни и тысячи сотрудников. Список далеко не полный: в первом полугодии 2014 года должны появиться территориальные планы развития Троицкого и Новомосковского округов — возможно, могут быть предложены и новые центры притяжения.
Кроме того, на новых территориях запланировано строительство 12 миллионов квадратных метров жилья.
ДОРОГИ РЕШАЮТ ВСЕ
Именно эти миллионы квадратных метров и провоцируют возникновение вопросов: в том же поселке Новомосковский многоэтажные корпуса жилых домов уже подошли к самой дороге, на которой в часы пик образуются огромные пробки.
— Вы не боитесь того, что в Новой Москве дороги снова «запаздывают» за жилищным строительством? — задал вопрос главе департамента корреспондент «ВМ».
— Такие опасения есть, — сказал Владимир Жидкин. — К сожалению, многие объекты начали строить уже давно. Сейчас мы стараемся ограничивать этажность и плотность застройки, учитывать необходимость новых магистралей — между Киевским и Калужским шоссе может появиться еще одна дорога. А уже в будущем году начнется реконструкция развязок этих магистралей с МКАД, а также работы по расширению Калужского шоссе.
И это лишь малая часть дорожных работ, которые должны снять напряженность с МКАД и ее транспортных узлов. Так, уже в ближайшее время начнется расширение проезжей части дороги, которая соединяет Мамыри и Румянцево (через Саларьево), предусмотрено строительство хорды Солнцево–Бутово–Видное. Появится и скоростной наземный транспорт — нерельсовый, автобусный. По словам Жидкина, планы строительства легкого метро пока не рассматриваются.
В настоящее время речь идет уже о новом Генплане Москвы, в который должны войти оба замкадовских округа. Он появится в 2014 году.
Алексей Челышев: «Основной упор — на организацию рабочих мест»
Троицкий и Новомосковский административный округ Москвы — ТиНАО — самый крупный в столице. Он — задел на будущее. Однако и первоочередных задач в ТиНАО немало. Одиннадцатому по счету столичному округу предстоит решать транспортные, жилищные, социальные вопросы, приводить в соответствие с московскими требованиями местную «коммуналку». О том, что предстоит сделать на присоединенных территориях, «ВМ» рассказал префект округа Алексей Челышев.
Алексей Валентинович, какую задачу вы считаете самой главной? Наша задача на сегодня — совместить будущую работу по развитию московской агломерации с существующими и строящимися объектами. А превратить все эти территории в чисто жилую зону и получить дополнительную нагрузку на Варшавское, Калужское и Каширское шоссе и опять сделать рабочие места в Москве — абсолютно неверно.
На новых территориях есть проблема дефицита детских садов? Дефицит действительно был.
Над решением этой проблемы мы работаем и должны ее решить в самое ближайшее время.
Во всяком случае на присоединенных территориях дефицита мест не будет.
Какие планы по строительству жилья? Моих планов личных быть не может, планы есть у правительства Москвы (улыбается). На совещании, которое прошло в июле, Сергей Собянин обозначил примерные ориентиры. Жилье и нежилые помещения строиться будут, но основной упор при этом надо сделать на организацию рабочих мест — их должно быть не менее двух миллионов на этой территории. Развитие будет происходить в тесной связке с этими задачами.
Далее будут уже работать архитекторы и планировщики по генеральному плану, увязывать все с транспортными магистралями, с инженерными системами, которых явно недостаточно. Развитие должно идти в комплексе. Есть проекты, есть инвестконтракты. Но нам прежде всего важно, как данный объем жилья будет обеспечен объектами социальной сферы.