Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Капремонт дорог: столицу закатают в новый асфальт

Город
Укладка асфальта на Кутузовском проспекте 16 августа 2012 года: в следующий раз дорожные службы вернутся сюда уже через два года.
Укладка асфальта на Кутузовском проспекте 16 августа 2012 года: в следующий раз дорожные службы вернутся сюда уже через два года. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

С наступлением весны вопрос качества дорог выходит на передний план: разрушенное за зиму асфальтовое покрытие едва ли не повсеместно требует срочного ремонта. Ямы, выбоины, колдобины, ухабы и трещины. Александр Пушкин писал в «Евгении Онегине»: «...Лет чрез пятьсот дороги, верно / У нас изменятся безмерно...» В 1823 году писал. Ждать еще три столетия, пока они «изменятся безмерно», столичные власти не собираются. Сегодня «Вечерняя Москва» выясняла, как меняется сеть столичных дорог, какие технологии будут применять, как будут содержать, эксплуатировать и ремонтировать новое покрытие.

Напомним, в 2011 году столица перешла на трехлетний цикл капитального ремонта дорожного покрытия — по словам мэра Москвы Сергея Собянина, магистрали не выдерживают 5–7-летнего промежутка эксплуатации. А вот три-четыре года асфальт вполне прослужит. При этом от ямочного ремонта практически повсеместно решено отказаться — магистрали будут ремонтироваться километрами. Такой подход позволяет за три-четыре года полностью обновить асфальт в городе.

— Будут ремонтироваться не только вылетные и кольцевые магистрали — МКАД, Третье транспортное кольцо, но и дороги третьей-четвертой категорий: внутриквартальные проезды, внутридворовые территории, — заявил на прошлой неделе руководитель Комплекса городского хозяйства Петр Бирюков.

Упор на износостойкость

Работы по совершенствованию состава асфальтобетонных смесей дорожного покрытия ведутся в Москве не один год. В основном речь идет о повышении прочностных характеристик: асфальт на столичных дорогах подвергается каждый день мощному динамическому воздействию, и погодные условия у нас тоже весьма непростые. Апробацией инновационных материалов, используемых для дорожного строительства и ремонта, занимается государственное казенное учреждение (ГКУ) «Экспертавтодор» — это лишь одна из немногих задач, возложенных на него.

— Если говорить о современном асфальтобетонном покрытии, — рассказал «ВМ» руководитель ГКУ «Экспертавтодор» Владислав Юмашев, — то наша задача — проверить, насколько его состав соответствует принятым нормам: по содержанию битумной составляющей, щебня, песка и других элементов.

Если же говорить о качестве асфальтобетонных смесей, то мы рассматриваем новые подходы к проектированию гранд-состава смеси, который даст максимально плотную упаковку и максимальную устойчивость к пластическим деформациям.

По словам Юмашева, наиболее распространенный дефект столичных дорог — колейность. Ее даже делят на три вида: колейность износа, скрытая и пластическая.

— У Москвы свои особенности укладки асфальта, — поясняет он. — После укладки покрытия по нему сразу открывается движение, в то время как в Европе, например, обязательно дают асфальту «отлежаться» два-три дня. Мы такого позволить себе не можем. А это значит, что только что уложенное покрытие сразу начинает испытывать мощное механическое воздействие. Поэтому наша задача —найти материалы, которые препятствовали бы износу покрытия и соответственно образованию колейности.

Гранит — не панацея

До недавнего времени в качестве щебеночной составляющей использовали гранит, но он, как оказалось… слишком хрупкий. Сейчас на смену ему приходят габродиабаз и другие, более прочные горные породы. В России хватает подобных материалов — страна многоресурсна, но прежде чем дать добро на использование того или иного щебня, составляющую надо всесторонне апробировать. Кстати, еще от одной составляющей — резиновой крошки, на которую некогда возлагались большие надежды, решено отказаться: надежд она не оправдала.

Другая важная составляющая, помогающая дорожному покрытию противодействовать механическому воздействию, — полимерно-битумные вяжущие составляющие.

Сейчас проходят апробацию асфальтобетонные смеси на основе битумного вяжущего на блоксополимерах типа СБС, старой, проверенной агдезионной присадки, повышающей сцепление битума с каменными составляющими покрытия.

С учетом климата

— С точки зрения сохранности дорожной инфраструктуры можно без преувеличения сказать, что климатические условия в городе одни из самых тяжелых, — рассказала "ВМ" пресс-секретарь Департамента ЖКХиБ города Марина Орлова. — Если сравнивать, например, Канаду и нас, то переход температуры воздуха через ноль в Москве составляет около 60 циклов (минувшей зимой было 70).

В то время как в Канаде — не более 14 циклов за сезон.

А для дорожного покрытия каждый переход через ноль — тяжкое испытание: талая вода попадает в микротрещины асфальта и, замерзая, затем разрывает структуру покрытия. Ну и плюс транспортная нагрузка: Москва является торговой столицей страны.

И в среднем нагрузка московских дорог от 2 до 5 раз превышает норматив.

Все эти факторы и побудили пересмотреть периодичность капремонтов, сократить ее с 5– до 3 лет.

Кроме того, в 2013 году планируется привести в порядок 4,6 миллиона квадратных метров межквартальных проездов внутри жилой застройки, на что выделяется около 3,5 миллиарда рублей.

КСТАТИ

За трехлетний период в общей сложности в Москве будет отремонтировано 71,28 миллиона квадратных метров дорожного полотна. В 2011–2012 гг. заменили 48 миллионов квадратных метров асфальта, в 2013-м — 21,9 миллиона. При этом в 2012 году ОАТИ выявила нарушения на 130 объектах площадью 380 тысяч квадратных метров, которые переделывались за счет подрядчиков. Самые «популярные» из них — это недоуплотнение дорожного покрытия и покрытие дорог более тонким слоем асфальта. До 31 мая асфальт заменят на Волгоградском проспекте, на Ярославской, Варшавской и Косинской развязках МКАД, к 30 июня завершатся работы на МКАД и ТТК, а к 31 июля — на Садовом кольце и других магистралях города.

Не нравится — извольте жаловаться

В свое время мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что все выявленные на дорогах ямы и неровности должны ликвидироваться в течение суток. А вот помочь выявить проблемные участки асфальта могли бы сами автовладельцы и жители столицы. Проще всего решить проблему, обратившись в административно-техническую инспекцию своего округа по горячей линии (телефоны можно узнать на сайте oati.mos.ru). Есть и специализированная Дорожная инспекция Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) — в ее функции входит контроль за благоустройством города, в том числе и за состоянием асфальта. Тел. (499) 264-96-81.

Дороги, которые не мы выбираем

За последние лет 20 в России изменилось, кажется, все. Не говорю о высоком — только о сугубо материальном, о том, что нас окружает в повседневной жизни. Разве можно сравнить советские телевизоры, стиральные машины и прочую бытовую технику с тем, чем мы пользуемся сегодня? А автомобили? А красавцы небоскребы? А современные коттеджи сравнимы с любимыми социалистическими дачами? Не все всем доступно, но технологический прогресс виден невооруженным взглядом.

И только одно осталось неизменным: дороги. Вечное унижение великой страны. Сейчас, по весне, они особенно ужасны. Почти везде колейность и ямы, да такие, что приходится выбирать между скоростью и передней подвеской.

И это даже в центре. Дороги ежегодно ремонтируют, ставят заплатки и кладут асфальт заново, но ямы появляются снова, и бюджетные деньги зарываются в ту же землю.

Дорожники привычно пеняют на суровый климат. Дескать, нашей суровой зимы никакая дорога не выдержит. Только почему-то ни в Канаде, ни в скандинавских странах с подобным климатом проблем с дорогами нет. Может, дело в самой организации работ? Если в большинстве сфер российской жизни на смену социализму пришел капитализм, то в дорожном строительстве в подавляющем большинстве случаев заказчиком-монополистом по-прежнему выступает государство в лице Федерального дорожного агентства (Росавтодор). Внешне, кажется, рыночный механизм соблюдается. Подрядчика определяет тендер, где единственный критерий — стоимость работ, но не качество.

Дальше подрядчик ищет субподрядчика, которому нужно еще меньше, а тот нередко — субсубподрядчика… В результате дорогу строят неквалифицированные рабочие из самых дешевых материалов. Геотекстиль, армированная сетка, которые укладывают между слоями дорожного покрытия в северных странах, в России используются редко. Дорого это для субподрядчика! Естественно, дороги, построенные по морально устаревшим дешевым технологиям, долго не выдерживают.

Социалистическая модель экономики не бывает эффективной. Вы удовлетворены качеством бесплатной медицинской помощи? А качеством школьного образования? Вот и дороги из того же ряда. Монополия в этой области объясняется стратегической важностью дорог для государства.

Но, скажем, разработку полезных ископаемых частные компании вести могут — с участием государства или без оного.

Так почему хотя бы в порядке эксперимента не передать бюджет напрямую частной компании, которая сама построит, сама и покрытие будет поддерживать в должном состоянии. Считающий свои деньги собственник уж как-нибудь разберется, что выгоднее — качественный асфальт на долгие годы или ежегодные разорительные ремонты.

На новых столичных территориях отремонтируют полторы тысячи километров дорог

В двух новых столичных округах — Троицком и Новомосковском — в этом году также начинается реализация программы капитального ремонта дорожного покрытия. Выглядит она немного скромнее той, что будет проводиться в пределах МКАД, но тем не менее до конца лета в Новой Москве предстоит заменить 2,4 миллиона квадратных метров асфальта.

И в первую очередь капремонт коснется улично-дорожной сети в новых поселениях. Бюджетные трудности конца прошлого — начала нынешнего века отразились, естественно, на состоянии дорог Московской области. Районы, отошедшие к Москве, не стали исключением: во многих из них уличная сеть давно напоминает лоскутное одеяло. Скоро с этим будет покончено. Как сообщили "ВМ" в Комплексе городского хозяйства, на эти цели из бюджета города выделено почти два миллиарда рублей. Уже известны и сроки завершения работ.

Так, до 31 июня ремонт дорожного покрытия должен быть завершен в сельском поселении Краснопахорское, до 31 июля — в Щаповском, Рязановском, Первомайском, Михайлово-Ярцевском, а до 31 августа — в Щербинке, Московском, Роговском, Новофедоровском, Марушкино, Кленовском и Вороновском. Напомним, дорожная проблема новых территорий изначально была поставлена правительством Москвы во главу угла: десятки садоводческих товариществ по состоянию на 1 июля прошлого года вообще не имели никаких дорог, кроме грунтовых. Поэтому в первую очередь началась отсыпка грунтовых дорог асфальтовой крошкой. Кроме того, на 180 километрах дорог до конца прошлого года было уложено асфальтовое покрытие. В общей же сложности на присоединенных к Москве территориях предстоит отремонтировать около полутора тысяч километров дорог, из которых более половины — подъездные дороги к сельским поселениям.

Рецепт от финских мастеров: тип и сорт покрытия зависит от назначения трассы

Чтобы не списывать всю вину за качество дорог на климат, корреспондент «ВМ» Захар Артемьев позвонил в одну из старейших финских строительных фирм Lemminkainen. На наши вопросы ответил вице-президент компании Лео Каариниеми.

— Господин Каариниеми, в России дороги — извечная беда и многовековой предмет шуток. Как вам в Финляндии удается делать хорошие дороги?

— Все сотни лет, что вы шутите, мы занимаемся качеством. У нас уделяется очень большое внимание созданию асфальтовой смеси и, в особенности, каменистому затвердителю. Главный секрет — вид асфальта выбирается в зависимости от назначения дороги и от того, как часто по ней ездят. Если она не предназначена для использования тяжелой техникой, там будут соответствующие запрещающие знаки. Также на большинстве наших дорог запрещено использование шипованных покрышек, которые наносят дорогам серьезный урон.

— Кто строит у вас дороги?

— Только частные компании, а государство занимается контролем. Причем тендеры выигрывают отнюдь не самые дешевые фирмы. При этом заказчик всегда обращает внимание на ее репутацию, а все тендеры и последующие работы проводятся на строгих принципах прозрачности, чтобы исключить малейшую возможность нечистой игры.

— Если в дороге появилась дыра, на нее наложат заплату или поменяют весь участок?

— Все эти заплатки делают только хуже. Если делать работу качественно, в итоге это выйдет экономичней и дешевле. Хорошее покрытие будет жить в 10 раз дольше. По обслуживанию каждой дороги в Финляндии существует свой ежегодный план, и все дороги находятся под постоянным контролем. Из-за разного их назначения в среднем они остаются в хорошем состоянии лет десять. При этом на каждый вид асфальта или работу дается гарантия, условия которой соблюдаются неукоснительно. Если же компания не соблюдает стандарты качества, она быстро уйдет с этого рынка услуг — конкуренция.

Москвичи предлагают строже спрашивать с подрядчиков

В рамках очередного мониторинга отношения москвичей к программам и инициативам столичной власти «ВМ» совместно с Исследовательским центром портала Superjob выяснили, как жители столицы оценивают состояние дорог и какие меры по улучшению дорожного покрытия в городе считают наиболее эффективными. Согласно результатам опроса посетителей сайта vm.ru состоянием дорожного покрытия недовольны две трети опрошенных (выборка 606 респондентов).

Наиболее эффективными способами улучшения качества дорог москвичи считают усиление ответственности подрядчиков — 62% и переход на новые технологии — 25 из 468 опрошенных. Кстати, вопреки стереотипам, проведенный порталом Superjob (1600 респондентов) опрос показал, что в целом 46% москвичей поддерживают замену асфальта на плитку, а 22% из них однозначно поддерживают применение этого материала.

Комментарии, полученные в ходе опроса

— Не важно, какое покрытие — хоть брусчаткой замостите, главное, чтобы уложили по нормам, иначе плитка, хлюпающая под ногами осенью и весной, или асфальт, трескающийся от смены температур, одинаково будут портить впечатление от столичных дорог.

— Это очередная трата бюджетных денег, а качество работ по-прежнему будет страдать из-за нарушения технологии самой укладки, из-за использования разъедающей химии и механического воздействия ломом со стороны уборщиков.

— Всегда приятно видеть, трогать и ходить по тому, к чему приложен ручной труд.

— Каблуки попадают в дырки между плитками и ломаются вместе с ногами. Укладывают плитку неровно, все спотыкаются и матерят сами знаете кого. Верхняя часть плитки быстро отлетает и появляются ямки. И опять все проклинают и матерят того же самого.

— Если плитка уложена с соблюдением всех норм, на ней меньше луж после дождя, в жару она не плавится и не издает неприятного запаха.

— Предлагаю из плитки на дорогах сделать надписи, например, с названием улицы, на которую ты попадаешь.

— Плитка требует специального ухода и контроля. В Европе есть специальные автомобили, на которых электронное оборудование контролирует ровность плитки на дорожках, а данные с координатами GPS через Сеть сразу поступают в сервисные службы и т. д.

— Внешний вид плитки подходит центру столицы — она придает величавость городу.

— Красиво, долговечно, эстетично, экологично, практично.

— Я катаюсь на роликах, и мне не очень удобно.

— В центре города надо вообще отказаться от асфальта и заменить его везде тротуарной плиткой.

— Я за плитку – она весной не сходит вместе со снегом, а в некоторых местах сейчас сними асфальт, так там до сих пор лежит старый булыжник!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.