Московский нефтезавод строит компактную и чистую установку по переработке нефти
Ее запуск в 2018 году не только увеличит мощность завода по переработке нефти, но и позволит продолжить улучшение экономических и экологических показателей МНПЗ.
Первая партия компонентов установки была изготовлена петербургскими Ижорскими заводами. Ценный груз в Москву из Санкт-Петербурга доставили речным путем. Перевозка заняла 21 сутки. Выгрузили оборудование на причале Беседы Московской области в минувшие выходные и вскоре доставят его на завод тягачами со специальными прицепами. Ведь высота самого крупного из доставленных аппаратов — 30,7 метра, а общий вес оборудования — около 700 тонн. Партия оборудования включает в себя два реактора гидроочистки, реактор депарафинизации и горячий сепаратор, все — для блока облагораживания дизельной фракции будущей «Евро+».
Переход на современное топливо
Строительство комбинированной установки переработки нефти — очередной этап технологической модернизации МНПЗ. Предшествующие ему этапы предполагали ввод и модернизацию установок преимущественно бензинового пула, обеспечение перехода на выпуск топлива высокого экологического класса (МНПЗ перешел на выпуск топлива «Евро-5» еще в 2013 году) и увеличение объемов производимых бензинов и дизельного топлива. Задача же нового этапа — замена части установок, а также увеличение операционной эффективности переработки нефти с переходом на четырехлетний межремонтный пробег взамен действующего двухлетнего.
Столичная ответственность
Установка «Евро+» заменит ряд действующих систем завода и будет состоять из технологически более совершенных блоков.
Мощности переработки новой установки — 6 млн тонн нефти в год. Ее ввод в эксплуатацию позволит увеличить суммарные мощности завода по переработке нефти до 12 млн тонн в год.
— Расположение завода в Москве накладывает очень жесткие требования к уровню экологической безопасности производства и качества продукции. Другая серьезная проблема — невозможность расширения территории завода — он окружен плотной застройкой и транспортными коммуникациями. Единственно возможное решение — строительство современного, энергоэффективного, компактного комплекса переработки нефти, — отмечает доцент РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Леонид Багдасаров.
Если посмотреть на традиционную компоновку нефтеперерабатывающих предприятий, где различные объекты вводились постепенно в течение многих лет, бросаются в глаза значительные разрывы между установками. К примеру, установка гидроочистки дизтоплива может отстоять на сотни метров от установки первичной переработки. Протяженность трубопроводов означает повышенные затраты на перекачку потоков жидкостей и газов от установки к установке. Напротив, комбинированная установка проектируется по сути как единый технологический объект, где избыточные коммуникации просто отсутствуют. Это один из важных компонентов энергоэффективности и безопасности «Евро+».
Разумная экономия
Преимущество новой установки заключается и в интеграции тепловых потоков. Дело в том, что любой нефтеперерабатывающий завод в одних точках технологической схемы производит тепло, а в других — его потребляет. При такой схеме тепло от горячих потоков полностью не используется, а для нагревания холодных потоков закупается пар от сторонних ТЭЦ или топливо для собственных котельных.
В комбинированной установке тепловые потоки максимально интегрированы.
Это означает меньшее потребление внешнего тепла и топлива для нагревания.
Экология очень важна
Помимо увеличения энергоэффективности, ввод «Евро+» позволит еще и улучшить экологические показатели МНПЗ.
Например, для работы технологических печей установка будет использовать газ, а не жидкое топливо. Благодаря чему удастся снизить объем выбросов оксида серы, сажи и оксида углерода в атмосферу.
Согласно проекту, МНПЗ после запуска «Евро+» снизит воздействие на атмосферу на 11,1 процента на каждую тонну перерабатываемой нефти. При этом максимальные разовые выбросы сократятся в 3,5 раза, а валовые, общегодовые — в 1,9 раза.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Костин, руководитель информационно-аналитического центра Rupec:
— Применение комбинированных установок первичной переработки — явление, не очень часто происходящее в российской нефтеперерабатывающей отрасли. Причина, вероятно, в большом объеме единичных инвестиций в такие крупные промышленные объекты, ведь фактически это — завод в заводе.
Классический же сценарий модернизации предполагает точечный и постепенный ввод необходимых новых установок с выводом из эксплуатации старых. К неоспоримым преимуществам комбинированных установок можно отнести возможность «вписать» их в ограниченную территорию, а также низкие операционные издержки по сравнению с тем же набором отдельно стоящих установок.