Стеклянное чудо. Московский стеклодув показал мастер-класс
Александр Дворцевой работает со стеклом уже 45 лет, он согласился провести для меня мастер-класс. Оборачиваюсь на полки, за мной «наблюдают» разноцветные стеклянные ежи, слоны и кошки — хочу сделать таких же! Но не сегодня, усмиряет пыл мастер. Новичку в буквальном смысле лучше не играть с огнем и взяться за что- нибудь попроще. Александр Викторович выдает защитные очки, в них пламя меняет цвет на фиолетовый и белый. Стоит снять оправу — пляшущие языки больно бьют по глазам ярко- оранжевым.
— Для начала лучше поучиться натапливать массу стекла, — объявляет художник, выхватывая из творческого беспорядка тонкую прозрачную трубку и занося над огнем.— Ее нужно держать под наклоном и постоянно вращать. В нагретом виде стекло податливое, как пластилин, и ему можно придать любую форму.
На краю трубки от огня быстро нарастает огненный шар. Вроде бы все просто, заношу трубку... и пламя теряет яркость.
— Трубка должна быть строго в середине пламени горелки. У основания и наверху огонь холодный,— поправляет мастер.
Только укрощаю горелку, как на трубке вздувается раскаленный пузырь... и норовит утечь вниз, плюхнувшись на стол! Мастер говорит убрать трубку из огня. Продолжаю вращать, и от смены температуры горящая субстанция застывает кривоватым шаром. До стеклянной кошки ему далеко.
Потираю уставшие пальцы. Стеклодув отмечает, что поручает ученикам крутить в руках обычные карандаши, чтобы потом не уставать за горелкой, ведь на маленькую фигурку уходит минут 10–15 непрерывного вращения, а на крупную работу— час и больше. Заготовочные трубки бывают прозрачные и цветные.
Александр Викторович заказывает их из Италии, Чехии и Америки. Управившись с горелкой, он растягивает трубки, рвет их на две части и завязывает в стеклянный узел. Напоследок стеклодув достает с полки фигурку собаки. Однажды в Москве проходила выставка чешского стекла, и заезжие стеклодувы сделали такой подарок семилетнему мальчику. Вряд ли они догадывались, как вдохновили будущего мастера.