Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Гордость императора. Предшественнице Московского центрального кольца исполнилось 109 лет

Город
19 июля 2017 года. Историк Юрий Егоров рассказывает о станции Московской окружной железной дороги «Лихоборы». Один из фонарей возле вокзала раньше был подпоркой для навеса, защищавшего пассажиров от дождя
19 июля 2017 года. Историк Юрий Егоров рассказывает о станции Московской окружной железной дороги «Лихоборы». Один из фонарей возле вокзала раньше был подпоркой для навеса, защищавшего пассажиров от дождя / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»
Совсем скоро, 10 сентября, Московское центральное кольцо (МЦК) отметит свой первый день рождения. А 109 лет назад, 20 июля 1908 года, была открыта его предшественница — Московская окружная железная дорога. Дореволюционная транспортная артерия не имела большой популярности у пассажиров, зато стала главной грузовой магистралью столицы и удивительным памятником архитектуры.

Каждый день 300 тысяч горожан поднимаются на перроны станций Московского центрального кольца и прыгают в скоростную «Ласточку», чтобы домчаться на работу, домой или к друзьям. Они устраиваются в синих креслах, достают телефоны, открывают книги, спят. Или смотрят в окно. Год назад им открылась другая Москва. Ее долго прятали за высоким забором — многие и вовсе забыли, что она еще существует.

А ведь в разные годы здесь снимались фильмы, топилась рядом с вокзалом банька, продавались заброшенные гаражи. Здесь ютились в забвении памятники культуры, скрывались целые поселки. Наконец-то мы повернулись к этой части города лицом: мы мчимся на «Ласточке» и наблюдаем, как на однажды заброшенных окраинах вырастают новые дома, научные центры, больницы и школы. А рядом с ними трепетно реставрируют настоящие дома-сокровища, которые все еще помнят, как 109 лет назад по Московской окружной железной дороге пошел первый поезд.

СКАЗОЧНЫЙ ТЕРЕМОК  

От станции МЦК «Владыкино» к последней сохранившейся в Москве товарной конторе нас ведет историк экскурсовод Юрий Егоров. Причем в самый лес, мимо газетных киосков, парковки и автосервиса. МЦК — это наслоение двух дорог, новой и старой, на одно полотно рельсов. Об императорских временах здесь напоминают исторические павильоны, но современное кольцо к ним не имеет отношения.

— Здесь есть дыра в заборе, прыгайте! — командует нам историк, отыскав секретный проход за поваленными деревьями. — Из-за этой буйной растительности Мосгорнаследие проглядело здание. Оно сохранилось ровно таким, как его возвели 110 лет назад. Удивительная постройка!  

Подходим к дому, которым так восхищается наш экскурсовод. На первый взгляд — заброшенная лачуга. Ее стены покрылись сколами и грязью, старинный номер дома наполовину сгорел, хотя там до сих пор угадывается цифра «18», между кирпичами появился мох, а на крыше козырька что-то зацвело. Но вместе с историком пытаемся разглядеть то, что видит он: красная кирпичная кладка играет на фоне белых декоративных деталей, крышу поддерживают узорные кронштейны, в сложных резных окнах загорается мягкий свет от керосиновой лампы. Кажется, что вот-вот в тяжелую дубовую дверь постучится начальник поезда, чтобы оформить новый грузовой вагон. Все это — русский модерн, который превратил станционные постройки МКЖД в сказочные терема.

— Самое ценное здесь то, что его не успели отреставрировать, нашлепать цемент по декоративному глазурованному кирпичу и покрасить в бледно-голубой, как это было 9 лет назад, — говорит Юрий и вздыхает. — Хорошо, что к открытию МЦК всем сохранившимся зданиям окружной вернули родной цвет — красный.

Хотя товарная контора показалась нам пустой, в ней определенно кто-то живет: на крыльце стоит горшок с цветком, возле входа — две продуктовые тележки из супермаркета, на стене висит телевизионная антенна.

— Жилец даже решетки на окна поставил и врезал железную дверь, — подмечает напоследок Юрий и уводит нас обратно к станции МЦК.

ДОМА ИЗ РЕЛЬС  

На станции железнодорожного кольца «Владыкино» готовится уезжать «Ласточка». Юрий прибавляет ход и на бегу крутит правой рукой наподобие пропеллера — это один из внутренних сигналов локомотивной бригады. Электричка не уезжает.

— Этим маневром я сообщил машинисту: «подожди меня». Очень удобный прием, — делится с нами хитростью Егоров, заходя на борт. Мы удобно располагаемся в синих креслах «Ласточки» и слушаем экскурсовода.

На строительство инфраструктуры император Николай II приказал направить лучших архитекторов, таких как Померанцев, и заниматься дорогой в ущерб другим делам.

— Было мнение, что раз дорога так важна, то и выглядеть она должна хорошо, — продолжает историк. — В итоге мы получили солидные постройки, рассчитанные на века.

Предполагалось, что по МКЖД будут ездить не только товарняки, но и пассажиры. Но в пересчете на теперешние деньги полная поездка по кольцу обошлась бы в 2000 рублей.

— А вот выгоды для товарняков были неисчислимые. Раньше груз приходилось переправлять на другую линию на телеге — на это могло уйти 3 дня. С появлением МКЖД это время сократилось до трех часов, — говорит Юрий.

А мы уже высаживаемся на станции «Лихоборы». В ее комплекс входит чудесный городок — около 15 построек как периода модерна, так и конструктивизма. Именно туда мы и идем. Спустя пару километров оказываемся в рабочем поселении. Дух здесь уже совсем не городской, хотя находимся в Москве. Минуя ряд старинных домов, приходим к главному вокзалу окружной — «Лихоборы». Для него Померанцев разработал эксклюзивный проект, поэтому здание отличается от типовых построек на других станциях. Именно фирменный шрифт «Лихобор» стал эталонным для всех станций МКЖД.

— Эх, отодрать бы штукатурку, не повредив кирпич, — мечтает Юрий, осматривая итоги реставрации. — И вернуть родную столярку в окна вместо стеклопакетов. Конечно, стоить будет не пять копеек, но мы же имеем дело с памятником!  Розовое здание недалеко от «Лихобор» — дом начальника станции. Он выбивается из типовых построек острыми европейскими крышами, ажурной лепниной и черной фигуркой совы на фасаде. Ходит мнение, что дом проектировал крупнейший зодчий России Федор Шехтель. Исторический музей на Красной площади, особняк Морозовой на Спиридоновке и два вокзала на Комсомольской — все это создал именитый мастер. Следом по проезду Черепановых расположилась будка центрального управления стрелками и сигналами. Двухэтажная башня с широким балконом обеспечивала вид на дорогу. Сейчас это здание — подсобка, а рядом стоит лавка, где принимают металл.

— Внутри башни был блокировочный аппарат, который переводил стрелки, — пояснил историк. — А на балкон выходил дежурный с флажками. Он подавал сигнал машинисту: желтый — значит все хорошо, красный — плохо.

В составе поселка и дома кооператива, которые были построены в 30-х годах. Так как они возводились на средства рабочих, то и материалы использовали те, что были под рукой. Например, рельсы. Одни стальные пути с клеймом английского завода мы нашли в основании лестницы в подъезде, из других сделали пожарный сход.

1903–1908 годы. Чертеж проекта вокзала на станции «Канатчиково». Двухэтажное здание с колоннами отличалось от других вокзалов в стиле модерн 1903–1908 годы. Чертеж проекта вокзала на станции «Канатчиково». Двухэтажное здание с колоннами отличалось от других вокзалов в стиле модерн / Фото: чертежи из «Альбома исполнительных чертежей 1903-1908 г.»

ВОКЗАЛ С АРОМАТОМ ДЫМКА  

Запрыгиваем в «Ласточку» и едем дальше. В окне — сплошная зелень, много парков. Спустя полчаса высаживаемся на одной из самых интересных станций — «Белокаменной». Здесь сохранились вокзал, два поста централизации, здание водоснабжения и два жилых дома начала XX века. Главная необычность станции связана с удивительным местом расположения. Она находится в окружении Лосиного Острова, в полной тишине, отсутствии городских и промышленных объектов. За время нашего пребывания станцию посетили от силы 5 человек. Наше искреннее удивление вызывало то, что люди появлялись прямо из лесов.

— Хотя «Белокаменная» типовая, в ней есть своя прелесть — она оторвана от города, — говорит Юрий и садится на лавочку напротив вокзала. Наверное поэтому она так часто становилась героиней кинолент. Помните фильм «Когда деревья были большими»?

Герой Никулина выходил как раз на этой станции, на перроне его встречала барышня Наташа. Здесь же снимался эпизод из «Офицеров» с санитарным поездом, везущим раненых.

Возле станции сохранилось два жилых дома. Один из них спрятан за высоким забором и в нем находится частная баня. Поэтому на станции постоянно пахнет костром.

СОФИ ЛОРЕН ИЗ КАНАТЧИКОВА  

До конечной нашего экскурсионного маршрута ехали без малого полчаса. Там, в 15 минутах от «Площади Гагарина», расположился двухэтажный вокзал станции «Канатчиково». Здание окружной дороги больше похоже на особняк поместного дворянина, где раз в неделю устраивали пышный бал. Высокие окна, лепнина в духе античности, фасад украшает рельефное изображение двух львиных голов на фигурных консолях — архитектор искусно декорировал постройку. Видимо потому, что эта станция ближе остальных находится к Кремлю, всего в пяти километрах. Над входом размещена историческая табличка с указанием высоты вокзала над уровнем моря — 66,3 сажени.

— Над уровнем Балтийского моря, — уточняет историк. — От него все мерилось. А зачем повесили эту табличку — никто не знает. Может быть, такие были и на других станциях, просто сохранилась она только здесь.

Станция «Канатчиково», как и ее сестра «Белокаменная», тоже стала звездой кино. Здесь снимались сцены из картины «Подсолнухи» с участием Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.

По сюжету, спустя 15 лет после войны героиня Лорен ищет пропавшего на фронте мужа, которого играет Мастроянни. Поиски привели ее в Россию. Оказалось, что супруг героини жив, но теперь у него другая семья.

— Кинодива шла именно по той дорожке, которая ведет к вокзалу, — кивает на тропинку Егоров. — Встретились герои Лорен и Мастроянни прямо здесь, напротив дома. Затем Софи бежит к прибывающему поезду, садится на него и уезжает.

Так же сделали и мы, вскочив на прибывающую «Ласточку». Устроились в синих креслах, достали телефоны, открыли книги и взглянули в окно. Где-то там, за сплошным забором, еще остались бело-красные станционные дома и башни из старого кирпича. Часть их уже найдена и изучена. А часть только пред предстоит найти.  

КОММЕНТАРИИ  

Максим Ликсутов, заммэра, руководитель Департамента транспорта и дорожно -транспортной инфраструктуры:

— На сегодняшний день кольцом пользуются в среднем 350 тысяч пассажиров ежедневно. На 15 процентов снизилась нагрузка на Кольцевую линию московского метро, одну из самых загруженных веток.

Каждый день пассажиров становится все больше и больше. С сентября 2016 года уже 55 миллионов пассажиров воспользовались Московским центральным кольцом. Эта связь времен и позволила в кратчайший срок, фактически за два года, реализовать эту программу. Такие проекты уникальны, и, конечно, мы очень бережно к ним относимся.

Сергей Нарышкин, председатель Российского исторического общества:

— Москва довольно рано узнала, что такое дорожные пробки. В конце XIX века индустриальное развитие и торговля сотворили в городе транспортный коллапс. И тогда будущий министр финансов Российской империи Сергей Юльевич Витте предложил императору проект строительства Московской кольцевой железной дороги.

Николай II поддержал этот проект, и работы начались. Но программа пассажирских перевозок не была осуществлена в полном объеме. Идею графа Витте продолжила команда мэра Москвы Сергея Собянина, был реализован масштабный проект. И этот факт говорит о том, что исторический опыт часто бывает очень востребован для решения задач сегодняшнего дня.

Софья Рождественская, начальник отдела Управления государственного учета и экспертизы объектов культурного наследия Мосгорнаследия:

— Большинство зданий станций Окружной сохранились с начала XX века. На сегодняшний день под охрану взято 89 объектов и 3 находятся на экспертизе . В здании вокзала станции «Пресня» планируется открыть музей, посвященный истории железнодорожного кольца.

В рамках экспозиции будет представлен кабинет начальника станции, где находится единственный сохранившийся раритетный экземпляр настенных часов знаменитой фирмы Павла Буре, которые были куплены в начале XX века. Часы находятся в отличном состоянии и до сих пор работают. Ими были украшены все станции Окружной.  

КСТАТИ  

Движение по МЦК запустили 10 сентября 2016 года. Линия общей протяженностью 54 км включает 31 станцию, а также интегрирована с Московским метрополитеном и радиальными железнодорожными линиями.

Самыми крупными стали Сити, Ростокино, Нижегородская, Окружная, а четыре выделяются дизайном. На Кутузовской, Сити, Шелепихе и Лужниках сделали естественное освещение: на Шелепихе — стеклянная крыша, а на Кутузовской и Сити из стекла боковые своды павильонов.  

СПРАВКА  

По замыслу, дорога должна была успешно перевозить не только грузы, но и пассажиров. Для их удобства на станциях устраивались билетные кассы, залы ожидания. В помещения, отапливаемые печами, провели электричество.

На станции «Воробьевы горы», популярной среди любителей воскресных пикников, работал буфет. Станционные площадки были освещены керосиновыми фонарями, а пассажирские здания — освещались по системе инженера Кржеминского распыленным бензиновым газом.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!  

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.