Турникеты начнут списывать поездки с телефона
Сегодня современные технологии активно внедряются в городскую инфраструктуру. Для Транспортного комплекса столицы цифровизация — закономерный процесс, который помогает оптимизировать ситуацию на дорогах Москвы и сделать передвижение пассажиров по городу максимально комфортным. Совершенствовать проекты столичному Департаменту транспорта помогает Российский экономический университет (РЭУ) имени Плеханова.
— Плехановский университет с 2014 года тесно сотрудничает с департаментом, — рассказал ректор РЭУ Виктор Гришин. — Студенты и преподаватели вовлечены в масштабные исследования для развития транспортного обслуживания горожан.
Оптимизируя систему транспорта, город использует «большие данные» — цифровые следы, которые ежедневно оставляет каждый пассажир, используя электронные билеты и банковскую карту для оплаты проезда.
— Наша задача — постоянная настройка сети транспорта, чтобы каждый маршрут отвечал реальным потребностям жителей, — отметил руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов на конференции «Вызовы цифровой экономики» в РЭУ. — При разработках маршрутных сетей большие данные позволяют подстроить всю транспортную структуру под нужды горожан.
Оперативное информирование
Согласно социальным опросам, москвичам важно получать оперативную обратную связь от транспортных операторов. Своевременное информирование — один из приоритетов в работе Департамента транспорта.
— Если в городе случаются дорожно-транспортные происшествия или перекрытия, мы немедленно передаем информацию такси и водителям автобусов, чтобы они изменили маршрут и предупредили пассажиров, — рассказал Ликсутов.
Город разработал пять собственных приложений: «Метро Москвы», «Мосгортранс», «Мосгорпасс», «Парковки Москвы» и «Помощник Москвы». Большинство из них уже завоевали популярность. Например, с апреля 2017 года «Метро Москвы» скачали уже свыше 910 тысяч человек, ежедневно им пользуются 30 тысяч пассажиров.
— У города должно быть базовое приложение, которое помогает удобно передвигаться по столице, — подчеркнул Ликсутов. — Оно позволяет пополнить карту «Тройка» прямо с телефона, пассажирам не нужно обращаться в кассу. Приложение строит мультимодальные маршруты на всех видах транспорта, предоставляет информацию о всех изменениях.
Оплата касанием
Еще одно достижение города — инновационные способы оплаты проезда и носители. Бесконтактной системой оплаты оборудованы уже 109 вестибюлей метро. Количество приобретенных карт «Тройка» превысило 17 миллионов. Любители оригинальных аксессуаров могут приобрести проездные в виде кольца, браслета или брелока.
— Мы хотим сделать так, чтобы москвичам не пришлось прикладывать что-то к турникетам, — поделился Ликсутов. — Можно будет использовать телефон или специальную карту с чипом. Турникет будет считывать информацию, «узнавать» пассажира и пропускать.
По словам руководителя ведомства, такое новшество уже не за горами — власти планируют подключить часть транспортной системы к схеме уже в следующем году.
Разгрузка продолжается
Ежедневно по Москве передвигаются порядка 3,6 миллиона автомобилей. Около 160 тысяч водителей каждый день пользуются услугами платных городских парковок.
Чтобы регулировать дорожную ситуацию, данные о загруженности улиц 24 часа в сутки анализируют специалисты Ситуационного центра ЦОДД.
— С помощью онлайн-регулирования светофорной системы, полиции и МЧС центр работает, чтобы максимально снизить нагрузку на дорожную сеть, — отметил Ликсутов. — Большое внимание мы уделяем персональной коммуникации. С ее помощью мы будем информировать не просто все население Москвы о перекрытиях, ситуации на дорогах и маршрутных изменениях, но делать это с акцентом на заинтересованных людей, которых это коснется.
Уже сегодня инновации в транспортной системе делают поездки москвичей комфортнее и легче. По статистике, 70 процентов горожан довольны работой городского транспорта.
КСТАТИ
Ежедневно к сети городского Wi-Fi в метро подключаются 3 миллиона раз. В наземном общественном транспорте ежедневно происходит 500 тысяч подключений. В будни турникеты метро фиксируют 8 миллионов валидаций на вход, в автобусах — 5 миллионов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виктор Гришин, ректор РЭУ имени Плеханова:
- Плехановский университет с 2014 года тесно сотрудничает с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Студенты и преподаватели РЭУ вовлечены в масштабные маркетинговые исследования для развития транспортного обслуживания москвичей и гостей столицы.
Первым проектом было проведение мониторинга состояния метро и наземного пассажирского транспорта по показателям комфорта, так важным для пассажиров. В 2016 году Плехановский университет поддержал инициативное исследование по выявлению готовности пассажиров к использованию SMART-технологий для выбора средств общественного транспорта и планирования маршрутов.
С августа 2017 года специалисты и студенты Университета начали выполнение трех еще более масштабных проектов исследований по приоритетным направлениям развития транспортной инфраструктуры города Москвы – качество обслуживания пассажиров, развитие велосипедной инфраструктуры, установление экономически обоснованных тарифов. В данных проектах были задействованы ресурсы Ситуационного центра университета. Всего в совместных проектах задействовано более 500 человек из числа преподавателей и студентов.
Методы цифровой экономики, технологии цифровой экономики – все это нам очень близко. Мы готовим достаточно большое количество студентов, которые получают профессию именно в этой области. На текущий момент у нас учится более 1,5 тысячи студентов, специализирующихся на информационных технологиях, автоматизации, информационной безопасности, аналитике.
У нас три базовые кафедры и несколько лабораторий, которые занимаются информационными технологиями и блокчейном. А сейчас мы начали работы по строительству корпуса цифровых технологий, который планируется открыть к 2022 году.