Сергей Собянин: Цифровые технологии позволяют нам двигаться вперед
Во вторник, 16 октября, мэр Москвы Сергей Собянин выступил на пленарном заседании форума «Открытые инновации». На дискуссии о проблемах, возможностях и перспективах «умных городов» глава столицы рассказал, как цифровые технологии помогают развиваться мегаполису.
Представить современный город без современных технологий невозможно. В России 80 процентов всех жителей активно пользуются интернетом, ведь глобальная сеть делает многие услуги и сервисы гораздо доступнее и удобнее.
— Несколько лет тому назад перед нами стояла важная задача решить самые сложные, самые насущные городские проблемы, — сказал Сергей Собянин, отвечая на вопрос, почему в Москве так стремительно внедряются цифровые технологии. — Они стали способом решения всех этих проблем.
Среди них, например, развитие системы столичного образования. Благодаря информационным технологиям, по словам мэра, удалось сделать запись в детские сады, первые классы прозрачной и открытой. В школах появилась система контроля прохода и питания учеников. Теперь родители всегда знают, не решил ли ребенок прогулять уроки и что он ел на обед. Кроме того, в городе запустили проект «Московская электронная школа». Система аккумулирует не только успехи и неудачи школьников, но и помогает ученикам восполнить пробелы, открывая доступ к оригинальным учебным материалам.
— Много лет в Москве пытались создать систему электронных учебников и пособий, — рассказал Собянин. — В течение нескольких лет мы разработали несколько сотен сценариев проведения действительно интересных уроков. Но оказалось, что они бесполезны. Для реального внедрения в школы нужны более 70 тысяч разных сценариев.
За помощью правительство города обратилось к самим педагогам. Появилась общая электронная база, куда каждый учитель мог загрузить свой оригинальный урок. Более того, за самые интересные и востребованные разработки полагались гранты.
— В итоге буквально за год мы получили порядка 80 тысяч сценариев, — подчеркнул Сергей Собянин. — По сути, мы создали народную модель современной образовательной системы, которая каждый день генерирует новации.
Цифровые технологии помогли усовершенствовать и систему городского здравоохранения. С внедрением ЕМИАС в столичных поликлиниках исчезли очереди перед кабинетами врачей, стали доступнее узкие специалисты.
Не остались без внимания и транспортные проблемы. Сегодня интеллектуальные системы помогают контролировать потоки машин на дорогах, регулировать движение общественного транспорта, мониторить загруженность парковок, внедрять и развивать в городе новые проекты.
— Несколько лет назад я и сам не знал, что такое каршеринг, — привел пример Сергей Собянин. — Сейчас же Москва — первый город по динамике развития этой услуги, а в скором времени, думаю, мы и по абсолютным показателям выйдем на первое место.
Тем временем в Москве в рамках форума подписано соглашение о содействии в развитии беспилотного транспорта. Такси без водителя — уже не фантастика, а реальность. Совсем скоро первые смельчаки смогут воспользоваться услугами беспилотной машины. Все построено на голосовом управлении: чтобы доехать туда, куда вам нужно, достаточно произнести вслух адрес.
— Современные технологии помогают и лично мне управлять городом, — продолжил Собянин, перечислив «Наш город», «Активный гражданин» и другие интернет-порталы, с помощью которых жители столицы участвуют в решении важных вопросов, которые касаются отдельных дворов, столичных районов или же всей Москвы.
— Получение больших данных, их обработка, анализ и внедрение снова в систему, улучшение за счет этого всей городской инфраструктуры — залог того, что мы двигаемся постоянно вперед. Но не ради технологий, а ради людей, — заключил Собянин.
Так, столичная система видеонаблюдения позволяет следить за порядком в городе. А цифровой документооборот сделал доступнее госуслуги. Сегодня через портал мэра Москвы в электронном виде можно получить 250 услуг. О востребованности такого формата общения с чиновниками также говорят цифры. В прошлом году москвичи обратились на портал главы города за различными госуслугами 250 миллионов раз.