Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Соленые дороги. Как в Москве борются с последствиями непогоды

Город
Соленые дороги. Как в Москве борются с последствиями непогоды
Дорожный рабочий ДЭУ-3 «Садовое кольцо» ГБУ Автомобильные дороги Александр Кирасиров обрабатывает реагентом тротуар / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Впереди самое скользкое время года. Чтобы каждый день не превращался в праздник жестянщика и травматолога, московские дороги и тротуары обрабатываются специальными веществами, предотвращающими образование наледи. Горожане жалуются на бесконечную грязно-серую жижу под ногами, испорченную обувь и разъеденные подушечки лап домашних любимцев. Попробуем выяснить, чем на самом деле поливают проезжую часть, и узнаем, не вредят ли реагенты автомобилям и, самое главное, нашему с вами здоровью.

История вопроса

Первые упоминания об использовании соли для борьбы с капризами природы датируются серединой XIX века. В документах того времени встречаются записи о том, что она наносила вред копытам лошадей.

Вплоть до 1994 года зимнюю столицу посыпали смесью из песка и соли, но от этого способа было решено отказаться из-за того, что такой состав засорял стоки и выводил из строя канализационную систему. Функционерам пришлось экстренно разрабатывать новую стратегию по избавлению от гололеда. Идеал виделся в том, чтобы постепенно полностью отойти от хлорида натрия и перейти на органические реагенты на основе уксусной и муравьиной кислот. Однако такой вариант хоть и был признан более щадящим, выходил за все мыслимые бюджетные рамки. В нашей стране не было налаженных производств, способных обеспечить населенные пункты достаточным количеством таких веществ, а закупать сырье за рубежом оказалось не по карману.

В итоге и по сей день самым эффективным и выгодным средством остается хлорид натрия, который, по сути, является не чем иным, как обычной пищевой солью, с той лишь разницей, что к ней добавляют различные примеси, призванные защищать от разрушения дорожное полотно, железобетонные конструкции и технику. Поэтому на вкус ее пробовать все-таки не стоит.

Зачем «солить» дороги?

Первая и основная причина – эта технология позволяет максимально просто и в кратчайшие сроки избавиться от последствий непогоды. Ледяная корка, вступая в химическую реакцию с натрием, за очень небольшой промежуток времени превращается в лужу, которая не замерзает, даже когда столбик термометра опускается далеко за минус 10. Пару десятков минут, и проезжая часть становится абсолютно безопасной, если, конечно, не считать слякоти, залепляющей стекла и зеркала. Хорошие дворники и качественный стеклоомыватель вам в помощь.

Вторая носит экономический характер. Представляете, сколько часов работы и единиц техники уйдет на уборку снега и льда механическим способом, даже с использованием самых современных машин? Это оплата труда рабочих, топливо, обслуживание бульдозеров и экскаваторов. Выходит трудозатратно, дорого и малоэффективно в условиях бесконечных пробок, которые рискуют растянуться на многие километры из-за скопления тяжелых самосвалов. Добавьте к этому припаркованных на тротуарах злостных нарушителей, которых еще нужно эвакуировать. В общем-то, выбор очевиден.

Соленые дороги. Как в Москве борются с последствиями непогоды Обработка дорог противогололедными материалами будет вестись в круглосуточном режиме. / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Так посыпают или поливают?

Реагенты различаются не только химическим составом, но и физическими свойствами, что влияет на сферу их применения.

Жидкие формы используют при температуре не ниже минус 5 градусов, потому что если поверхность уже успела как следует покрыться слоем льда, то налитая сверху жидкость только ухудшит сцепление с дорогой и осложнит дорожную ситуацию. Твердые субстанции куда менее прихотливые и подходят для любой погоды.

Если говорить о разновидностях, то у нас распространены следующие смеси и растворы:

– Песок + соль. Классика жанра. Экономичная, простая в использовании, не требует никакой специальной техники. Портит обувь, железо, забивает стоки и загрязняет улицы.

– Хлорид натрия. Дешево для коммунальщиков и дорого для обычных горожан, которым приходится покупать по две пары ботинок за сезон и тратиться на всевозможную защиту для своих железных коней.

– Хлористый кальций. Плавит лед быстро и без ущерба для экологии и асфальта. Более того, при попадании в почву удобряет ее. Работает даже при минус 30.

– Хлористый кальций модифицированный. Устойчив к сильным морозам, расход минимален. Разъедает все на своем пути, будь то гололедица, шины или ваши любимые сапоги. Ядовит для животных.

– Соль + мраморная крошка, гранитный щебень. Абразивные материалы, абсолютно безопасные для человека, его имущества, собачьих лап и окружающей среды в целом. Имеют исключительно противоскользящее действие. При грамотной уборке возможно повторное применение, при неграмотной – лужи по колено весной из-за засоренной ливневки.

Соленые дороги. Как в Москве борются с последствиями непогоды Проведение работ по уборке снега на Садовом кольце / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Зарубежный опыт

С трудовыми буднями наших коммунальных служб более-менее разобрались. А как действуют на Западе?

Скандинавия, Германия, Австрия, Швейцария, да и практически вся остальная Европа практикуют так называемые фрикционные методы. Если по-простому – посыпают каменной крошкой. Многочисленные исследования по изучению воздействия солей на почвы, дорожное полотно и металлоконструкции показали, что использование недорогих, на первый взгляд, реагентов в конечном итоге обходится бюджету в круглую сумму, поэтому во многих странах ЕС существует законодательный запрет на различные хлористые соединения. Выгода от применения абразивов еще и в том, что с наступлением весны специальные машины собирают их остатки, промывают и используют заново на следующий год. Получается производство с минимумом отходов.

Однако, как и везде, здесь есть свои минусы. Крошку можно насыпать только на полностью очищенное от снега покрытие. Если снегоуборщики не справляются – наступает настоящий транспортный коллапс. Кроме того, сыпучая фракция требует постоянного обновления. Например, в Берлине стоят ящики с гравием, чтобы прохожие могли в случае необходимости припорошить им обледеневшую пешеходную зону.

Эксперимент Торгейра Ваа. Этот метод, придуманный местным ученым, используется в Швеции уже более 10 лет. Суть его состоит в том, что спецтехника разбрызгивает смесь мелкого песка с очень горячей водой, практически кипятком. Она покрывает снег и делает поверхность шероховатой. Хватает такого слоя почти на неделю. Пожалуй, единственный недостаток – требуется дорогостоящее и редкое оборудование.

Хлорид магния. Применяется в США и Канаде. Высокоэффективен, но, в общем, мало чем отличается от «нашей» соли. Разве что с несколько меньшим содержанием летучих соединений.

Волшебное «ничего». Именно так поступают японцы. Они просто чистят снег, не обрабатывая ни проезжую, ни пешеходную части. Более того, дворы и тротуары – зона ответственности жителей.

Соленые дороги. Как в Москве борются с последствиями непогоды Обработка дорог противогололедными материалами будет вестись в круглосуточном режиме. / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Мнение экологов

С точки зрения специалистов по охране окружающей среды, идеальный способ – своевременно и тщательно убирать последствия снегопадов. Для этого крайне важны слаженные действия метеорологов и городских служб. Задача первых – заранее предупреждать о надвигающемся ненастье, вторых – оперативно реагировать и держать наготове уборочные машины. Тогда не будет необходимости в тоннах реагентов, которые впоследствии стекают в канализацию или водоемы. Самое плохое, что попадающий через стоки в очистные сооружения и отфильтрованный ими осадок сжигается и в процессе выделяет в воздух вредные вещества.

Вот почему так необходимо регулировать и строго ограничивать нормативы по количеству используемых реагентов. Если видите, что химикаты разбрасывают, а не распределяют из специальных дозаторов, посыпают ими дорожки в парках вместо щебня или хранят в непредназначенных для этого помещениях, смело обращайтесь с жалобой на портал «Наш город». От этого зависит ваше здоровье.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.