Главное
Карта городских событий
Смотреть карту
Сторис
Эпоха Старбакс и Макдональдс

Эпоха Старбакс и Макдональдс

Кто придумал Последний звонок?

Кто придумал Последний звонок?

Легендарный «Москвич» вернулся

Легендарный «Москвич» вернулся

Какие города играли роль Москвы

Какие города играли роль Москвы

Кого нельзя сократить?

Кого нельзя сократить?

Отцовство в зрелом возрасте

Отцовство в зрелом возрасте

Судьбы детей-вундеркиндов

Судьбы детей-вундеркиндов

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Где в мире заблокированы соцсети

Где в мире заблокированы соцсети

Как защитить машину от угона

Как защитить машину от угона

Как «Аннушка» меняла свой маршрут в течение сотни лет

Город
Как «Аннушка» меняла свой маршрут в течение сотни лет
Перезапуск трамвая Аннушка по бульварному кольцу / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
В субботу, 29 декабря, исполнилось 107 лет, как в столице заработал трамвайный маршрут «А» — легендарная «Аннушка», о которой наслышан каждый москвич. Об истории знаменитого маршрута, его значимости для жителей города и о других памятных трамвайных рейсах «Вечерке» рассказал москвовед Михаил Коробко.

Первый кольцевой трамвайный маршрут появился в столице в 1911 году и проходил в основном вдоль Бульварного кольца, проезжая по трем набережным — Пречистенской, Кремлевской и Москворецкой, а также по Соймоновскому и Устьинскому проездам. Название рейса пошло от обозначения Бульварного кольца, которое в те годы называлось просто кольцом «А», а потом москвичи стали называть его «Аннушкой».

— Этот трамвайный маршрут в городе был ключевым. Собственно, он до сих пор остался таковым для жителей столицы. «Аннушка» воспета во многих литературных произведениях и воспоминаниях известных людей. Более того, название этого маршрута стало нарицательным. Он символизирует эпоху, когда трамваев в столице было очень мало и маршруты обозначались не цифрами, а буквами, — говорит Михаил Коробко.

Как «Аннушка» меняла свой маршрут в течение сотни лет «Аннушка» дорога сердцу горожан. Они обожали ездить по этому маршруту / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

«Аннушка» оставалась в неизменном виде до 1931 года, когда Пречистенский и Соймоновский участки были перенесены на улицы Ленивка и Волхонка. А спустя три года кольцо по маршруту трамвая «А» впервые разомкнулось, и трасса пролегла от площади Кропоткинских ворот до Зацепской площади, хотя уже в 1935 году маршрут восстановили в том же виде. Спустя год «Аннушку» снова ждали перемены — после демонтажа рейсового полотна на Кремлевской и Москворецкой набережных маршрут проложили на противоположном берегу Москвы-реки, по улицам Серафимовича, Болотной и Осипенко (нынешняя Садовническая). В то же время трассу из-за сильного уклона по Устьинскому проезду перенесли вдоль Варварки и Солянки, а участок на отрезке Яузского бульвара был демонтирован.

— Как бы парадоксально это бы ни звучало, роль «Аннушки» я бы, пожалуй, сравнил с нынешней ролью МЦК в городе. Сегодня Московское центральное кольцо — один из самых востребованных маршрутов в городе, и аналогичную роль играла для жителей города в эпоху СССР «Аннушка». Когда-то на трамвае «А» можно было объездить почти всю Москву — как центр, так и окраину, — добавляет Коробко.

Как «Аннушка» меняла свой маршрут в течение сотни лет Запуск трамвая, посвященного оплате проезда Трамвай следует по маршруту А / Фото: Анастасия Мальцева, «Вечерняя Москва»

Однако в 1937 году «Аннушка» перестала ходить по кольцевому движению. Рельсы на Болотной улице разобрали, и ее маршрут изменился: она стала ходить по трассе от Зацепской площади до площади Кропоткинских ворот.

Маршрут «А» постоянно менялся в разное время в связи с чересчур большим уклоном дорог и демонтажом разных участков. До сих пор конечной точкой является станция метро «Чистые пруды». Но конечной она стала лишь в 1971 году, когда с Рождественского и Сретенского бульваров исчезли трамвайные рельсы.

В 1997 году «Аннушка» ездила от метро «Чистые пруды» к Калужской площади — и до сих пор этот маршрут остается неизменным. Некоторые трамваи сегодня являются экскурсионными, в них работает кафе или трактир, проходят корпоративные праздники и торжественные события. Конечно, отметить праздник в экскурсионном трамвае «А» — развлечение недешевое, однако среди москвичей, особенно коренных, пользуется немалой популярностью.

«Аннушка» дорога сердцу горожан. Они обожали ездить по этому маршруту. До сих пор старожилы и те, кто неравнодушен к истории города, садятся в трамвай и катаются по центральным улицам столицы. Люди настолько любят «Аннушку, что даже посвятили ей четверостишие:

Аннушка, Аннушка-вострушка,

Сколько мы с тобою провели минут!

Дорогая Аннушка, ты уже старушка,

С каждым днем короче твой маршрут…

Как «Аннушка» меняла свой маршрут в течение сотни лет Парад трамваев на Чистых Прудах / Фото: Аносов Максим, «Вечерняя Москва»

Другие памятные маршруты

Трамвайная сеть столицы богата историей, и москвовед Михаил Коробко отмечает, что сегодня продолжают действовать несколько памятных рейсов. Например, знаменитая «Букашка», которую запустили в 1912 году на смену конке по Садовому кольцу. Название его сопряжено с названием дороги — ранее она значилась просто кольцом Б, по аналогии с Бульварным. И москвичи тоже дали маршруту прозвище — «Б» стал «Букашкой». Сегодня по этому рейсу трамваи больше не курсируют, зато по точно такому же маршруту ездят троллейбусы. А еще на Садовом по субботам уже более 13 лет курсирует «Синий троллейбус», где проходят концерты бардовской песни.

Михаил Коробко также называет маршрут №11, который проходит от 16-й Парковой улицы до района Останкино.

— Он едет через «спальные» районы столицы — Останкинский, Преображенский, Богородский, Семеновский, Измайловский. Маршрут существует уже давно и вполне заслуживает называться эпохальным, — считает москвовед.

Некоторые писатели даже считали 11-й маршрут волшебным, потому что трамваи, курсирующие по нему, в основном ходят через парк, и в их стекла стучатся зеленые ветки деревьев, чувствуется лесной запах, будто гуляешь в сказочном лесу. А еще 11-е трамваи проезжают через тихие и уютные улочки Москвы, далекие от центра города, и порой даже создается некое ощущение ирреальности происходящего.

Как «Аннушка» меняла свой маршрут в течение сотни лет Москвичам напомнят об опасности трамваев. / Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»

Любимым среди москвичей и особенно среди туристов трамвайным маршрутом является рейс №39, который идет от станции метро «Чистые пруды» и проходит по участку Бульварного кольца и завершается у станции метро «Университет», в пешей доступности от Московского государственного университета. Каждый, кто сядет на 39-й трамвай, увидит множество столичных достопримечательностей: Свято-Данилов и Донской монастыри, старинные усадьбы, районы сталинской застройки на Ленинском проспекте. Певица Ирина Богушевская даже написала песню «Тридцать девятый трамвай», посвященный этому маршруту.

Михаил Коробко также называет трамвайный маршрут №26, следующий от депо имени Апакова на улице Шаболовка и до станции метро «Университет».

— Это исторический маршрут, который был в столице одним самых дальних в свое время и следовал от центра столицы до юго-западного района. Он сохранился до настоящего времени почти в первозданном виде, — отмечает москвовед.

Еще один интересный и памятный для жителей города маршрут — 9-й, он ходит от Каланчевской улицы до Тверской заставы. Многим он запомнился как маршрут с оборотом в тупике. По нему ездит уникальный подвижной состав — двухвагонные поезда, сцепленные по схеме «тяни-толкай». Двери в этих вагонах установлены с обеих сторон, поэтому машинисты разворачивают трамваи в тупике, как поезда метро. Объясняется такая необычная для Москвы схема исчезновением трамвайного кольца на Лесной улице и застройки его территории офисными зданиями.

КСТАТИ

Как ранее сообщил главный инженер ГУП «Мосгортранс» Павел Хмелев, за восемь лет в Москве реконструировали 220 километров трамвайных путей — более половины из 418 километров. А в 2018 году специалисты отремонтировали около 20 километров путей — в центре столицы, а также на северо-востоке, востоке и юге Москвы.

Подкасты