Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Привычный и прекрасный. Старейший в столице и стране метромост отмечает юбилей

Город
Привычный и прекрасный. Старейший в столице и стране метромост отмечает юбилей
1975 год. Вид на Смоленский метромост и набережную Тараса Шевченко. Снимок, очевидно, сделан с крыши дома № 5/13 по Смоленской набережной    / Фото: Архив/«Вечерняя Москва»
В далеком 1937 году было завершено строительство первого метромоста Москвы — не просто грандиозного, а великого сооружения, в этом году отмечающего 80-летие.

Годы не сказались на его красоте — он все так же летит через реку, и кажется легким, почти воздушным. Об истории создания моста рассказывает историк Марина Чепыгина.

РЕКОРДНЫМИ ТЕМПАМИ

Все началось в сентябре 1936 года. Мост должен был соединить станции «Смоленскую» Филевской линии и «Киевскую». Надо понимать, что в этот момент по грандиозному сталинскому плану столица перестраивалась, и мост должен был соответствовать всем прочим архитекторским задумкам. Забегая вперед, скажем, что затея удалась — он и сегодня великолепно вписан в контекст архитектуры, которая с тех пор в этом районе сильно изменилась. Архитекторами метромоста стали Юрий и Николай Яковлевы, поступившие незадолго до этого на службу в Метропроект.

К слову сказать, братья Яковлевы известны не только этим проектом, но и универмагом на Серпуховской площади и хлебозаводами. Архитекторы вместе с инженерами докладывали о деталях проекта высокому собранию в Наркомтяжпроме — на заседании присутствовали Орджоникидзе, Булганин и Хрущев. Серго Орджоникидзе мост очень понравился. Спор зашел лишь по поводу отделки: не облицевать ли подпорные стены моста искусственным гранитом — ради экономии? Против этого яростно выступил Хрущев. Тут же внесли и еще одно изменение в проект: предварительно инженеры Антонов и Поликарпов хотели, чтобы непосредственно на набережной было три опоры, но Орджоникидзе полагал, что ширина проезжей части набережной принципиальна, и в результате вместо трех опор с пролетами по 15 метров появились две опоры с пролетами по 20 метров.

По задумке братьев арочный мост с двумя парами путей для поездов и отгороженными от путей решетками и тротуарчиками должен был быть богато украшен скульптурными группами. Сохранились описания того, как братья видели их, — им хотелось, чтобы устои моста увенчивали четыре группы скульптур, воспевающих труд строителей: работу над фигурами каменотесов, плотников, слесарей, землекопов и маркшейдеров даже поручили знаменитому скульптору Матвею Манизеру. Увы, в дальнейшем, когда проходил конкурс на оформление проекта, выбрали самое скромное украшение — и ныне мост украшен чугунными вазами каслинского литья. И буквой «М», конечно!

ПРОВЕРКА НА СОВЕСТЬ

В ноябре 1936 года прошли его испытания, причем про- ходили они с максимальной нагрузкой — на мост одновременно с двух сторон выехали поезда, нагруженные чугунными чушками. Сколько приборов было в этот момент задействовано для измерения нагрузок и надежности моста — история умалчивает. Но результат испытаний был блестящим. В феврале 1937 года запустили пробный поезд. Он ехал со скоростью 20–30 км/ч, а потом его разогнали до 55 км/ч, отрабатывая систему экстренного торможения. Поезд встал как вкопанный. Так началась жизнь первого, а ныне — старейшего метромоста в России и Москве.

НАСТОЯЩАЯ КИНОЗВЕЗДА

За годы существования мост многократно попадал в кадры художественных фильмов. О его «участии» в фильме «Берегись автомобиля» знает каждый. Но этим его «роли» вовсе не исчерпываются.

«Колыбельная» (1937)

Привычный и прекрасный. Старейший в столице и стране метромост отмечает юбилей

Первым мост снял Дзига Вертов. В его ленте о счастье советской женщины и поездом управляет она!

«Семь нянек» (1962)

Привычный и прекрасный. Старейший в столице и стране метромост отмечает юбилей

События начинают разворачиваться на Киевском вокзале, а продолжаются в метро — как раз на перегоне.

«Человек, которого я люблю» (1966)

Привычный и прекрасный. Старейший в столице и стране метромост отмечает юбилей

В фильме кроме метромоста мелькнул также и вестибюль станции «Воробьевы горы».

«Опасные друзья» (1979)

Привычный и прекрасный. Старейший в столице и стране метромост отмечает юбилей

Герой Льва Прыгунова, зек Юрий Громов, вспоминает прогулку с невестой — они ехали по мосту.

«Черная молния» (2009)

Привычный и прекрасный. Старейший в столице и стране метромост отмечает юбилей

Летающая «Волга ГАЗ-21» 1966 года выпуска влетает благодаря нанотопливу в тоннель метро.

КСТАТИ

При строительстве метромоста было извлечено 53 000 кубометров земли и уложено более 43 000 кубометров железобетона. Для устойчивости под конструкцию заложили основание глубиной в 16 метров, вырыв кессоны, затем залив их бетоном.

СПРАВКА

Официальное открытие метромоста состоялось в марте 1937 года. Его построили с фантастической скоростью — за 14 месяцев и 7 дней. Репортаж с открытия метромоста, кстати, вышел в марте 1937 года в газете «Вечерняя Москва», которая освещала подробности строительства.

ЦИФРА

7.5 тонны весит каждая ваза, украшающая Смоленский метромост.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.