Столичный музей транспорта открыл выставку «Москвич» в автоспорте»
«МОСКВИЧ» В РАЛЛИ
Ралли 1968 года Лондон – Сидней называют гонкой века, потому что это было великолепным событием, за которым следил весь мир.
Маршрут гонки, организованной британскими газетами Daily Express и Daily Telegraph, включал в себя 30 городов. Доехать до финиша, преодолев огромное расстояние, было уже большим достижением.
Нашу страну представляли четыре экипажа: Сергея Тенишева, Уно Аавы, Александра Ипатенко и Виктора Щавелева. Команда называлась «Автоэкспорт».
На выставке представлен автомобиль, участвовавший в «гонке века». Это «Москвич-412». В шестидесятых на заводе были выпущены несколько очень удачных моделей: 403-й, 408-й и 412-й «москвичи».
– «Москвич» 412-й модели был выведен на конвейер. Именно на нем заострили внимание спортсмены, потому что по сравнению с другими автомобилями он имел наиболее мощный мотор и надежную подвеску. Машину надо было немного переделать, чтобы она была приспособлена к ралли. Очень выносливый агрегат, его разработкой занимался Игорь Окунев. На тот момент это был один из лучших автомобилей, – рассказал экскурсовод Андрей Геронин.
Расстояние, которое должны были пройти гонщики, составляло около 16 000 километров. Это были, скорее, гонки на выживание: пески, горные перевалы... Автопробег был в какой-то степени рекламным. Англичанам, проводившим его, хотелось поднять интерес к своему автопрому и сравнить его с конкурентами.
Говорить о серьезных победах в этих гонках не приходится. Дойти до финиша в Сиднее в полном составе, не потеряв ни одной машины, удалось лишь четырем командам: австралийской (Ford, 1-е место), двум английским (ВМС Austin, 2-е место, ВМС Morris, 3-е место) и нашей. В абсолютном зачете экипажи «москвичей» заняли 20-е, 22-е, 33-е и 38-е места (всего финишировало 56 автомобилей.)
– 1968 год был очень важным для нас, мы неплохо проявили себя на международной арене, ведь дойти до финиша в этой гонке было уже достижением, и это было лишь начало. Этим заездом мы заявили о себе. Каждая последующая гонка делала наши команды сильнее. И уже на туре Европы 1973 года мы взяли 1-е, 2-е и 3-е места, – отметил Геронин.
БОЛИДЫ
Болиды автозавода «Москвич» прекрасны. Их внешний вид доставляет эстетическое удовольствие: гладкие, изящные формы, блестящий каркас… Современные автомобили «Формулы-1» внешне похожи на советские модели. Низкая подвеска, колеса и кабина близки современным болидам.
– Автомобиль устроен таким образом, что пилот находится в безопасности: водитель крепко пристегнут ремнями, а за его головой дуга, которая в случае переворота защитит голову, − рассказывает Андрей Геронин. − При крушении колеса отрываются, и пилот оказывается уже не в транспортном средстве, а в безопасной капсуле.
В пятидесятых годах завод «Москвич» был самым крупным в стране, и к тому времени в России освоили серийный выпуск автомобилей. В конце 1950-х годов была создана инициативная группа, которая приступила к разработке болидов для участия в турнире «Формулы-1».
В 63−64-м годах был собран полуторалитровый мотор, который выдавал целых 200 лошадиных сил. Над ним трудились более трех лет. Опыта работы с двигателями и автомобилями такого типа раньше не было. Работа уже была выполнена, и мы были готовы к гонкам, но в январе 1966 года регламент гонок был изменен, по его требованиям мотор должен был быть трехлитровым. Изменить это до начала гонок уже было невозможно.
− У людей опускались руки, многие уходили с завода, понимая, что на соревнования дорога закрыта. Но были энтузиасты, которые построили несколько трасс для гоночных болидов, где проходили различные соревнования.
Выставка продлится до 31 декабря 2018 года. Кроме «Москвичей» в Музее Московского транспорта можно вблизи рассмотреть множество различных экспонатов и узнать интересные факты от красноречивых экскурсоводов.