Дом-паровоз и ДК, названный в честь слесаря трамвайного депо: «прогульщик» — о конструктивистской Москве
Корреспонденты Первого студенческого агенства расскажут о сокровищах московской архитектуры, секретных тропах и неожиданных местах в рамках проекта «Московский прогульщик». Валентин Усс считает, что единственная причина прогуливать учебу — это желание студентов познакомиться поближе с архитектурой столицы.
Многие гости столицы говорят, что в Москве не единого архитектурного стиля, однако «прогульщик» считает, что чем разнообразнее стиль, тем интереснее гулять по городу.
— Благодаря сарафанному радио мне иногда пишут незнакомые люди (видимо, друзья друзей) и просят провести им тематическую экскурсию. Я же никогда не отказываю, мне это по душе, — объясняет Валентин пропуск последней пары по геодезии.
Одна из самых популярных экскурсий-прогулок — это конструктивистская Москва. Валентин отметил несколько интересных мест на карте столицы и проводит экскурсии всем желающим.
Одно из таких мест — Культурный центр «ЗИЛ», ранее называвшийся Дворцом культуры имени Лихачева. Здание построено в 1920-х годах, когда в стране развивалась система рабочих клубов, базировавшихся на предприятиях и заводах.
Отмечается, что сверху здание напоминает самолет. В основу архитектурного проекта легли геометрические формы — параллелепипеды и включенные в них цилиндры, полуротонды, балконы и эркеры.
Особой легкости здания архитекторы добились за счет огромных площадей остекления. Если забраться на самый верх строения, то можно наслаждаться невероятным видом на Москву. Попасть в ДК ЗИЛ можно без согласований и пропусков.
Другой популярный архитектурный объект, куда Валентин водит экскурсии, — Дом-паровоз. Исторический и самый интересный «экспонат» находится на Новой Басманной. Дворец был построен в XVII веке. В нем разместился царский запасный двор, где хранили продукты питания для монаршей семьи.
После пожара в 1812 году Запасный дворец был единственным уцелевшем зданием. В нем был создан временный госпиталь для солдат. Позже в здании разместился институт благородных девиц.
Дом-паровоз появился уже в 1933 году — это проект конструктивиста Ивана Фомина. Архитектор снял всю лепнину и украшения с фасада здания, после чего переделал окна и увеличил количество этажей. «Паровозом» дом стал потому, что с середины XX века он принадлежит железнодорожникам.
Здание Центросоюза — еще одна точка на туристическом маршруте «прогульщика».
Это первое в России офисное здание такого масштаба. По первоначальному замыслу архитекторов, в нем должны были расположится 3500 служащих. Однако со временем их число сократилось до двух тысяч.
Для создания проекта был объявлен конкурс на лучший дизайн проекта. Тогда в нем победил француз Ле Корбюзье, известный как создатель Дворца наций в Женеве.
Массивное здание внешне выглядит очень лаконично. Фасад здания сложен из кирпича, но особенность заключается в его сплошных окнах. Благодаря тому, что сложно заметить оконные перегородки, здание становится зеркалом, в котором отражается московское небо.
Дом культуры имени Зуева — это особое сооружение в стиле конструктивизма. Здание состоит из правильных геометрических фигур, которые пересекают друг друга. При первом взгляде на дом кажется, будто бетонный корпус надет на стеклянный цилиндр, который и выступает композиционным центром здания. Общественность, не видевшая ранее ничего подобного, восприняла творение на ура.
Отметим, что фамилия архитектора была не Зуев. Сергей Зуев — так звали слесаря трамвайного депо, которое располагалась напротив ДК, а имя архитектора — Илья Голосов.