Один шанс из тысячи: как спасали маленького Ваню Фокина
Молодой — всего-то 34 года, но много всего повидавший, подполковник восхищен характером Вани Фокина.
— Сразу видно, сильный парень растет: настоящий герой! — инстинктивно потирает правую руку Петр Гриценко, вспоминая крепкое пожатие малыша.
Накануне вечером он вместе с медиком своего спасательного отряда Анатолием Чумичевым навестил Ванечку в больнице. Пообщался с мамой Вани, с его лечащим врачом и передал мальчику подарок — рукодельного пса в форме спасателя МЧС. Сам Гриценко героем себя не считает.
— Это наша работа, — без ложной скромности говорит подполковник. — Когда что-то случается, мы просто берем и делаем то, что умеем, то, что постоянно оттачиваем на тренировках.
Предпраздничное утро 31 декабря 2018 года началось для Гриценко со звонка дежурного: «На 5:30 назначена готовность аэромобильной группировки, летим в Магнитогорск».
— Моя жена, несмотря на то что выходила замуж за спасателя, до сих не привыкнет, что я работаю в МЧС, — признается Петр Гриценко. — Мы давно вместе, и ситуации разные бывали — в Индонезии, например, когда мы работали на крушении самолета, возникли проблемы со связью, поэтому несколько дней от нас не было новостей, — но она каждый раз переживает, как в первый.
Неизменные дежурства в праздники, спасательные операции — впервые за несколько лет Гриценко хотел отпраздновать Новый год не на посту, а в Подмосковье, в кругу семьи и друзей. Но, видимо, кто-то там наверху знал, что он нужен маленькому Ване.
— Верю ли я в чудеса? — на минуту задумался спасатель. — Да. А как еще можно объяснить то, что все так удачно сошлось? Мы нашли мальчика живым. Он пролетел с четвертого до первого этажа, оказался зажат между ледяными плитами, однако линолеум, носочки, кофточка, одеяльце хоть немного, но защищали его от холода. Совпадение? Я бы сказал — чудо. Чудо, что малыш на 26-градусном морозе смог продержаться под завалом почти 35 часов.
Подъезд жилого дома от взрыва бытового газа обрушился не полностью. Когда спасатели прибыли на место, многие диваны, шкафы, плиты и другие части здания свисали, угрожая безопасности людей. Спасатели разбирали последствия аварии, одновременно укрепляя конструкции дома, чтобы предотвратить его дальнейшее обрушение. Сотрудники центра «Лидер» искали под завалами погибших и выживших пострадавших. Сразу даже современная техника не помогла им обнаружить Ваню.
— Убрав несколько больших плит, мы опять пошли обследовать завал внизу, — рассказывает Петр Гриценко. — И тут один из спасателей, Андрей Вальман, сказал, что слышит голос ребенка. Он сразу отмел любые сомнения: «Я отец двух дочек и точно знаю, как плачут дети».
С этого момента, признается Гриценко, для спасателей ничего важнее жизни малыша не было. Спасение Вани — результат командной работы. Нужно было действовать быстро и аккуратно. По словам подполковника, у них был один шанс из тысячи. И им улыбнулась удача.
— На выписку всем отрядом поедем, — делится планами Петр Гриценко. — Подарим ему игрушечную машину МЧС. Может, однажды он пополнит наши ряды.
СПРАВКА
Петр Гриценко в 2006 году окончил с отличием Академию гражданской защиты МЧС России и поступил на службу в Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер». По долгу службы он готов отправиться на помощь людям, которые терпят бедствие, в любую точку мира. Гриценко уже работал на таких крупных катастрофах, как авария на Саяно-Шушенской ГЭС, крушение теплохода «Булгария», самолета А321 в Египте, наводнение в Сербии и другие.
В настоящее время Петр Гриценко занимает должность начальника управления первоочередных аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций Центра «Лидер». В его управлении три отдела: спасателей-десантников, спасателей-альпинистов и водолазов.
Женат, воспитывает двух сыновей и дочку.