Энергия бесконечности: понять смысл новой скульптуры в «Зарядье» помогут технологии
Белоснежный холл концертного зала «Зарядье». Звучит легкая музыка в исполнении арфистки. В центре зала, под пристальным вниманием расположившихся вокруг маленьких бронзовых изваяний Шостаковича, Римского-Корсакова, Рахманинова и других легендарных композиторов прошлого стоит накрытая белой тканью скульптура.
Особенно нетерпеливые участники презентации фотографируются на фоне интригующего объекта. Вышедший к микрофону главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов признается, что сам до сих пор пребывает в неведении и откровенно не ожидал такого ажиотажа.
— Концертный зал, да и сам парк «Зарядье» стали кузницей сенсаций архитектурно-художественного и культурного толка. Мы стараемся поддерживать его в той же эстетической форме, постоянно придумывая что-то новое, — отмечает Кузнецов.
Настает момент явить скульптуру возбужденной публике: Сергей Кузнецов вместе с Еленой Генс, вице-президентом ИТ-компании — партнера зала «Зарядье», и автором скульптуры Паатой Мерабишвили срывают покровы — сразу же вверх устремляются десятки рук со смартфонами, щелкают затворы фотокамер.
«Энергия бесконечного развития» — цифровая скульптура, результат творческого союза скульптора и айтишника.
В металлических формах произведения заложен символ ленты Мебиуса — топологического объекта, листа, если угодно, петли, имеющей всего одну сторону и край, независимо от того, как она расположена в пространстве.
В искусстве лента Мебиуса зачастую символизирует бесконечное движение. Отчасти это свойство можно приписать и новой скульптуре концертного зала «Зарядье». Однако ее формы могут заставить задуматься о жизненных перипетиях, превратностях судьбы. А может, вообще ничего не значить и просто завораживать сложными и в то же время правильными формами.
— Это символ непрерывного и бесконечного развития, но мне любопытно также, какие смыслы в ней увидит каждый. Для меня она еще и про непредсказуемость путешествия и в чем-то про любовь, которая живет между дорог, которыми наполнена наша жизнь, — говорит Елена Генс.
Паата Мерабишвили называет свое произведение «первой энергетической скульптурой».
— Здесь не стоит спешить. Для полного восприятия моей мысли нужно пройти через «врата в Бесконечность», остановиться, сконцентрироваться и прочувствовать энергию этого мира — энергию любви и мудрости, — такую инструкцию к познанию сути произведения оставил Мерабишвили на небольшой пояснительной записке к скульптуре.
В чем ее энергетика, помимо символизма? Как ее почувствовать? Здесь в дело вступают ИТ-специалисты, разработавшие приложение, с помощью которого поток энергии можно увидеть.
При помощи технологий дополненной реальности любой желающий может скачать приложение на смартфон, навести камеру на скульптуру и увидеть бьющий в самый центр металлического объекта голубой луч, спускающийся откуда-то сверху. В этом потоке столбиками плывут цифры один и ноль — двоичный код. Пытливые умы могут попробовать расшифровать его.
Искать нужное мобильное приложение долго не придется — можно просканировать QR-код прямо у скульптуры и увидеть энергию воочию.
Сергей Кузнецов подчеркивает, что столь интеллигентный и элегантный способ привлечения внимания очень полезен как для концертного зала в частности, так и для парка «Зарядье» в целом. Главный архитектор Москвы уверен, что объектов, подобных этому концертному залу, станет еще больше.
СПРАВКА
Московский концертный зал «Зарядье» открылся в 2018 году. Здание спроектировал «Мосинжпроект», а акустикой занимался известный японский инженер Ясухиса Тоета, который лично тестировал звук. Первым масштабным мероприятием, прошедшим в стенах концертного зала, стал Московский урбанистический форум 2018 года.