Подземный город, или для чего нужен коллектор
—На самом деле то, что вы видите - результат слаженного взаимодействия разных городских структур, — рассказывает собравшимся журналистам Павел Ливинский, и.о. главы Департамента топливно-энергетического хозяйства столицы. — В этом месте фактически пересеклись пути двух туннелей: туннель коллектора и туннель новой линии метро. Как вы знаете, развитие транспорта, в том числе метро, для города задача приоритетная и, естественно, мы, энергетики, не могли не оказать содействия, поэтому приложили все усилия, чтобы решить проблему пересечения этих двух туннелей.
Как объяснил Ливинский, коллектор, который должен был пролегать на глубине 8-10 метров, сделали п-образным, подняв его в том месте, где должно пройти метро, на пять метров. Это позволило не только проложить линию метрополитена, но и убрать в коллектор трубы теплоцентрали водоснабжения, которые находились в этом месте.
—Прямо под нами сейчас ведутся работы, чуть правее уже метро, — говорит кто-то из рабочих, пока мы идем в глубь стройплощадки, чтобы спустится в сам коллектор, и я вдруг задумываюсь о том, что в действительности каждый метр под землей столицы пронизан коммуникациями, обеспечивающими жизнедеятельность города.
Коллектор — железобетонный тоннель, в который помещены различные виды кабелей и труб, снабжающих москвичей электричеством, теплом, водой, телефонной и интернет-связью. Именно благодаря такому способу соединения в одном месте всех этих коммуникаций специалисты получают удобный доступ к их ремонту и обслуживанию. И все это начинает звучать гораздо убедительнее, если представить, что все эти "гирлянды" проводов раскинуты по столице, а передвижение по улицам усложняется ремонтными работами. Сейчас же благодаря коллектору они проходят незаметно для москвичей.
Сам коллектор напоминает тоннель из какой-нибудь компьютерной игры. Правда чистый. Здесь еще ведутся строительные работы и пахнет бетоном.
—Фронт работ обширный. Должно появится освещение, вентиляция, герметичные перегородки, противопожарная сигнализация, — объясняет Яков Ротмистров, гендиректор ГУП "Москоллектор". —Здесь будет поддерживаться определенная температура.
Протяжённость коллекторной сети сейчас в два раза превышает совокупную длину тоннелей метрополитена и составляет 717 километров. Это самая длинная сеть не только в России, но и в мире. Возможно, это и подталкивает задать вопрос, можно ли спустится в такой туннель и выйти где-нибудь у Кремля или хотя бы упереться в мифическое "Метро 2".
—Коллекторы, конечно, между собой соединены, но неспециалисту тут не пройти и не разобраться, — серьезно отвечает на вопрос Ротмистров, — У нас очень серьезная система защиты. Теоретически возможно все, даже по Москве-реке пройти, она там недалеко.
Дальше пятидесяти метров по тоннелю нам пройти не дают. Хотя вряд ли это связано с тем, что где-то впереди он плавно переходит в секретную линию метро, а просто из соображений безопасности.
Я поднимаюсь на поверхность и понимаю: внизу все действительно детально продумано. Но все-таки под землей место кабелям и трубам. Я снимаю белую каску, выданную на входе, и щурюсь от солнца.