Сокровища Волхонки: московские археологи открыли сезон и тайники коллекций
Московские археологи открыли сезон и тайники собранных коллекций, которые сегодня находятся под пристальным взглядом ученых. Специально для «ВМ» в «Столичном археологическом бюро» специалисты рассказали о последних находках, обнаруженных в центре города.
Их хранили с конца прошлого года. Многие пришлось собирать буквально по кусочкам, но зато кропотливая работа теперь может быть щедро вознаграждена новыми открытиями в области археологии. Венцом всех усилий и поисков в подземных недрах ученые называют японскую вазу. Ее обнаружили в усадьбе Голицыных на Волхонке. В подвале хранили старые цветочные горшки, а среди них — осколки некогда дорогого предмета интерьера. Ученые предполагают, что ваз было две — такие украшения могли ставить в оранжереях особняков. Большая ваза стала первым образцом японского искусства, следы которого обнаружили в Москве.
Предмет восстановили как могли: склеили найденные элементы. Несмотря на отсутствие некоторых осколков, полный облик вазы вполне складывается. Ее бока украшают растительные орнаменты, журавли и хищные птицы. Прилагалась к ней когда-то и крышка, закрывавшая горлышко. Однако ее археологи не смогли отыскать в подвале дома на Волхонке, 14.
— Правилом хорошего тона в конце XVII — начале XVIII века считалось иметь что-то китайское или японское в домашних коллекциях, — говорит генеральный директор «Столичного археологического бюро» Константин Воронин. — Восточные ткани, фарфор показывали статус владельца усадьбы.
На жажде обладать экзотическими вещицами наживалась Ост-Индская компания, которая везла их в Европу для продажи. Бизнес, построенный на увлечении европейцев Востоком, процветал. Попадала посуда из далеких мест и в Россию времен Петра I. Привезли, скорее всего, японский образец эмалевого искусства из Голландии, с которой тогда шло серьезное сотрудничество.
— В XVII веке голландцы перенесли производство дорогой столовой посуды из Китая в Японию, связано это было со сменой династий в Поднебесной. Чашки, блюдца, сервизы и вазы стали отличаться — в японских образцах добавилась кобальтовая роспись, — продолжает Константин Воронин. — Даже много лет спустя, когда китайцы возобновили у себя производство, им пришлось имитировать японский стиль эмали.
Отличить японский образец от китайского сложно. Специалистам потребовалось провести физико-химический анализ состава материала, из которого в начале XVIII века изготовили предмет интерьера.
— Японские вазы были тяжелее за счет состава самой глины — в ней больше свинца по сравнению с китайскими образцами, — говорит глава «Столичного археологического бюро». — Также мы исследовали пигмент, который применяли при росписи вазы. В нем содержится кобальт, который дает глубокий синий цвет рисунка. Другой пигмент содержал примеси железа, но из красного спустя 300 лет стал коричневым. Таков процесс окисления.
Содержит ваза еще два металла — золото, которое даже спустя три века еще блестит в составе некоторых орнаментов, и оксид свинца, который имитировал золото, но со временем стал блекнуть.
Ученые продолжают исследование японской вазы. Они уже установили, что ее изготовили в первом десятилетии 1700-х годов. Теперь они хотят понять, в составе какой партии товара ее отправили из Голландии в Россию. Сравнить найденный на Волхонке образец хотят с европейскими артефактами.
Кроме того, на Волхонке археологи обнаружили печные изразцы, предметы быта и интерьера. Их тщательно изучают.
В настоящее время археологические изыскания и наблюдения идут на Ильинке и на территории Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
— Вокруг расположенного здесь храма делается система водоотведения, — рассказывает Константин Воронин. — Попутно идет обустройство дорожек для посетителей. Работы затрагивают 30 сантиметров верхнего слоя.
Последнее благоустройство в этой части города датируется 1987 годом. Работы тогда инициировала Раиса Горбачева. Территорию тогда разровняли, разбили газоны. Сейчас приходится обновлять и переделывать дренаж. Археологи следят за работами.
— Мы нашли несколько монет XV–XVI века, что свидетельствует об освоении территорий вокруг храма в ту пору, — продолжает Константин Воронин. — Одна из уникальных и неожиданных находок — деньга времен Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского), датируется первой четвертью XV столетия. Она оказалась близка к поверхности.
Кроме серебряных монет, археологи нашли медные деньги времен правления Ивана Грозного. Все они находились близко к храму.
В списке находок: наконечник копья, комплекс керамики, мебельные накладки, детали подносов и другой посуды. Более поздние артефакты говорят о непростой судьбе людей в начале XX века. Стреляные гильзы от нагана, винтовки Мусина свидетельствуют о том, что там шла борьба. Был позже и тир — гильзы от мелкашки также попались археологам. Среди них оказалась и советская копейка.
Работы на территории Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева продолжатся вплоть до конца лета.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы:
— Фаянсовая ваза первой половины XVIII века была обнаружена на исторической территории усадьбы Голицына, где сейчас расположен Пушкинский музей. Это потрясающее изделие украшено растительным орнаментом и изображениями журавлей, которые сохранились до наших дней. Самое удивительное, что, судя по проведенным анализам, родиной вазы является Япония. Историки знают, что до 1860-х годов эта страна была очень закрытой, и вещи попадали в Европу крайне ограниченным тиражом. Поэтому ваза была исключительно статусным предметом и могла принадлежать только очень богатой семье.
ЦИФРА
30 тысяч находок сделали московские археологи за последние восемь лет.
Читайте также: Монеты XV–XVI века обнаружили на территории музея Андрея Рублева