Южный речной: вслед за скульптурами исчезнет и сам порт
Пользователь социальных сетей под именем Юрий Кувшинов написал о печальной судьбе Южного речного порта Москвы и сопроводил сообщение фотографиями. После перестройки, устроенной новыми арендаторами — «Столичной судоходной компанией», облик вокзала совершенно изменился. «ВМ» разбиралась в ситуации.
— Я стал свидетелем «реконструкции» здания Южного речного вокзала, которое находится около парка имени 60-летия Октября на территории Нагатинской поймы. Оно не является памятником архитектуры, но, как и большинство исторических построек, несет на себе отпечаток той эпохи и среды, когда было возведено. В № 10 журнала «Строительство и архитектура Москвы» за 1986 год проекту Южного вокзала посвящена рецензия кандидата архитектуры Анатолия Журавлева.
Собеседник издания сообщил, что ныне с фасада здания срезаны изваяния работы Салавата Щербакова, символизирующие пять морей.
— В настоящее время замотанные в черные мешки скульптуры лежат на задворках рынка, который хозяйничает на новом месте. Как видно, места им не нашлось, зато хорошо вписалась надпись торгового центра. Видимо, следующим шагом «наших» потомков станет снос этой чудной коробки. И на пустом месте будет построен прекрасный дворец из сайдинга, с красивейшей парадной лестницей, вымощенной из профнастила, богато декорированной колоннами и портиком из пенопласта. И тогда в сердцах людей будут петь соловьи от невиданного счастья, гармонии и эстетического равновесия, — поделился автор заметки в социальной сети.
Салават Щербаков рассказал газете, как создавался этот проект.
— Южный речной порт был крупнейшим в Москве в советское время. Я с коллегами придумал оформить фасад пятью женскими скульптурами — по имени пяти морей: Черного, Азовского, Балтийского, Каспийского и Белого. Скульптуры были из бетона — их почти год делали на одном из художественных комбинатов. После такой варварской «реконструкции» здание просто изуродовали. От моей задумки там остался только шпиль, — говорит скульптор.
Все началось в 2006 году, когда здание Южного речного порта купила «Столичная судоходная компания». Без оформления документации она пристроила к нему еще столько же «квадратов», сколько имелось первоначально. В 2014-м с фасада снесли скульптуры, которые начали осыпаться и которые было дешевле демонтировать, чем реставрировать. Находившиеся вокруг постройки тоже разобрали, а в оставшейся разместили детский развлекательный центр, работающий на коммерческой основе.
Арбитражный суд Москвы 25 мая 2017 года обязал компанию ликвидировать здание Южного речного порта как незаконную постройку. Таким образом был удовлетворен иск правительства Москвы.
В нем говорилось, что здание порта, расположенное по адресу: проспект Андропова, дом 11, строение 2, было реконструировано незаконно и с существенными нарушениями градостроительных норм. В частности, ответчик не получил разрешение на масштабную реконструкцию, в результате которой площадь здания увеличилась на 1,874 тысячи квадратных метров, составив более пяти тысяч «квадратов». В свою очередь, адвокаты ответчика отметили, что их доверитель приобрел спорный объект в 2006 году по договору купли-продажи с ОАО «Пассажирский порт», а площадь объекта, согласно свидетельству о праве собственности, составляет 5,073 тысячи квадратных метров. Адвокат компании, защищавший ее в прошлом году в суде, Рубен Маркарьян заявил, что сносить здание целиком смысла нет.
— Даже если пристроенные в 1990-х и 2000-х годах помещения можно назвать самовольными постройками, например стеклянный павильон вокруг основного здания, то это не дает права властям Москвы сносить весь объект, построенный 32 года назад и имеющий стратегическое значение в качестве объекта гражданской обороны, — подтвердил он свою позицию.
Однако суд решил иначе.
В рамках дела А40-191895/2015 провели судебную экспертизу. Она установила, что здание Южного речного вокзала без необходимой разрешительной градостроительной документации подверглось масштабной реконструкции, в результате которой появилось сооружение. При этом специалисты сделали вывод, что привести его в первоначальное состояние нельзя. Более того, стало известно, что в постройке работает торговый центр «Панда-Сити». Деятельность, связанная с организацией и обслуживанием речного транспорта, на территории не ведется. Нет также ни касс, ни залов ожидания или камер хранения. Вокруг вокзала идет масштабная реконструкция — меняются подземные коммуникации, укрепляется набережная. Детский центр закрыт, здание охраняют два унылых охранника.
— Это частная территория! Снимать фасад запрещено! — остановили они корреспондента газеты, который хотел посмотреть, каково состояние здания.
На прилегающей площади в зоне зеленых насаждений горы мусора от обедающих рабочих — они не заморачиваются и бросают упаковки от еды под деревьями. От самовольно возведенных строений остались лишь кафельные полы, которые дают представление о размерах самостроя. Единственный корабль, стоящий на причале, — судно ОКА-42, переоборудованное в банкетоход — плавучую дискотеку. Из самого вокзала выносятся разнообразные конструкции. А позади — масштабные работы по благоустройству территории. В «Столичной судоходной компании» от комментариев отказались.
Между тем в решении суда указывается, что если «Столичная судоходная компания» не исполнит его в течение месяца после вступления в силу, столичные власти вправе самостоятельно снести порт, возложив материальные расходы на собственника. Кроме того, суд взыскал с компании 332 тысячи рублей в качестве компенсации средств за экспертизу и судебные издержки.
Читайте также: Снос незаконного торгового центра начался на Ставропольской улице