Самый легкий побег
Когда дворники в оранжевых жилетах еще не выбили на набережных Яузы утреннюю зорю, а остальная Москва только плотнее закуталась в свое одеяло, Сергей Николаевич за рулем микроджипа стремился скорее перевоплотиться из обыкновенного шеф-редактора самой тиражной московской газеты в необыкновенного капитана-штурмана. Синие полоски на его тельняшке от нетерпения то и дело наползали на белые, а ехавшая в багажнике резиновая весельная лодка с характерным названием «Аква» мечтательно поскрипывала своей несуществующей ватерлинией. На пассажирском сиденье рядом с Сергеем Николаевичем ехал выпускающий редактор самой тиражной московской газеты Литвиненко и смотрел на часы. Он не собирался ни в кого перевоплощаться, ведь качественно ходить по реке на веслах может любой выпускающий редактор.
Это заложено от рождения, а также прописано в штатном расписании.
Двигались к Яузе — самой близкой речке в мире. Литвиненко смотрел на часы, видел 4:30 и был готов качественно идти на веслах. Искать выход. Ведь не может быть, чтобы по Яузе нельзя было никуда выйти. Яуза — прекрасный выход.
ПОЛОВИНА ЛОШАДИНОЙ СИЛЫ
— Вот это вы, Сергей Николаевич, зря! — сказал Литвиненко, когда вслед за лодкой недоперевоплотившийся капитан-штурман вытащил из багажника электрический лодочный мотор мощностью 0,46 лошадиной силы. — Это в вас шеф-редактор говорит.
— У нас не самая легкая лодка в мире, но самый легкий в мире лодочный мотор, — ответил Сергей Николаевич.
— Если не учитывать двадцатикилограммовый аккумулятор, — добавил Литвиненко.
Бегство решено было начать от Тессинского переулка, здесь удобный спуск к самой воде.
Когда-то Тессинский пешеходный мост соединял это место с переулком Берниковым на противоположном берегу. В 1930-х годах мост разобрали, заковывая Яузу в каменные набережные.
В 1992 году Тессинский реинкарнировался в известный горбатый мост чуть ниже по реке.
Не самую легкую лодку в мире разложили на стриженом газоне около элитного жилого комплекса «Артхаус».
Накачивали быстро и аккуратно, чтобы похрюкивание насоса-лягушки не мешало самым обычным москвичам. Житель мегаполиса давно привык спать под шум работающих поливальных машин, гвалт страдающих бессонницей мусоровозов, разговоры метущих и скребущих дворников. В этих звуках нет ничего необычного.
Другое дело — похрюкивание насоса-лягушки в 4:40 в самом центре Москвы.
ОПАСАЙТЕСЬ ГОЛЫХ И УСАТЫХ
Сергей Николаевич шел большими шагами через проезжую часть улицы к парапету набережной, левой рукой он нес самый легкий в мире мотор, а правой отряхивал с тельняшки остатки шеф-редактора.
— Надеюсь, вы захватили с собой бутерброды с сыром и колбасой? — поинтересовался капитан. — Термос со сладким чаем, фонарь, соль, спички...
Литвиненко молчал. Он любовался радужными разводами на поверхности Яузы.
Сложносочиненные, невероятной красоты пятна расходились от только что спущенной на воду лодки, сверкали на солнце, завораживали. Встречая на пути редкие кувшинки, они бережно обнимали их, соединялись друг с другом в большие радужные фигуры, постепенно успокаивались и расползались, покрывая тонкой пленкой всю поверхность реки.
— Отдать швартовы! — скомандовал капитан. Литвиненко взмахнул веслами, обдав Сергея Николаевича неловкими брызгами.
«Аква» крутанулась вокруг своей оси, ударилась о гранитный берег, скользнула к противоположному, чавкнула, поперхнулась и снова закружилась на одном месте. Литвиненко работал веслами поочередно, пытаясь предугадать непредсказуемую «Акву», тщетно.
— Капитан, — не выдержал он. — Пожалуйста, вырубите мотор.
Капитан-штурман испуганно дернулся и замер, румпель уперся ему в спину.
— Не могу, я его заложник, — ответил шепотом Сергей Николаевич, но, собрав волю в кулак, все же отключил задний ход.
«Аква-ква-ква», — запричитала лодка, ловя носом мелкие утренние волны. Гигантским альбатросом пролетел над головами горбатый Тессинский мост. Тут и там над путниками нависали круглые знаки, запрещающие бросать якорь. «Якоря не бросать!» — крикнуло слева, «Нельзя!» — аукнулось справа. Серебряническая и Берниковская набережные запрещали наперебой.
Литвиненко шарил глазами по лодке в поисках якоря, чтобы ненароком его не бросить. Разве можно бросить якорь? Да и вообще, лучше никого никогда не бросать.
Якоря в лодке не было, если не учитывать двадцатикилограммовый аккумулятор.
— Гребите, Шура, гребите, — продемонстрировал Сергей Николаевич свойственный ему юмор. — Подходим к знаменитому мосту! На Астаховском мосту, построенном в 1940 году, тихонько посапывая, лежала залитая нежарким утренним солнцем Яузская улица.
Литвиненко прижал «Акву» к самому граниту. Его внимание привлек зеленый шнур, привязанный сверху к парапету и уходящий кудато под воду. Капитан взял шнур на себя. В головах экипажа заметались изображения того, что должно было оказаться на том конце. Гайка, садок с карасями, кирпич, труп. Авантюра могла закончиться как угодно.
— Раколовка! — воскликнул Литвиненко, опытным глазом первым разглядев очертания поднимающегося сквозь толщу воды груза. Раколовка была пуста, видимо, раки, расплодившиеся в последнее время в М оскве-реке, до Яузы пока не доползли. Но радовал сам факт присутствия рыбацкой снасти в реке: верят.
— Это определенно хороший знак, — резюмировал капитан-штурман. Он привстал и из заднего кармана штанов достал толстую книжицу с серебристой надписью «Самая легкая лодка в мире», открыл заложенную страницу и из торжественного полуприседа зачитал: «Яузская вода, казавшаяся сверху коричневой, вблизи казалась цвета хаки. Ослепительно блеснуло на ней серебряное платье «Одуванчика». Давно-давно не видали яузские жители свободного корабля на ее волнах...»
— Мужики! Дело — тухляк! Все протухло! — раздалось откуда-то сверху. «Тухло, тухло», — отозвалось гулкое подмостовое эхо.
Наверху, оперевшись на чугунный пролет, стоял мужик в одних усах.
— Сушите весла, Литвиненко, — сказал капитан. — Дальше пойдем на одном моторе.
УГОЛ ЗРЕНИЯ
Литвиненко почувствовал, как по спине пробежал холодок. Лодку стремительно накрывала тень. Тень накрывала, каменные стены сжимались, тревожно нависала несоизмеримой громадиной и отражалась в воде глыба высотки на Котельнической набережной. Малый Устьинский мост закрывал полнеба, закрашивая темную воду Яузы глубоким черным.
— Чайки! Я слышу чаек, капитан! — захохотал Литвиненко.
— Все верно! Выходим на Большую воду! — и Сергей Николаевич выкрутил румпель, выжимая из аккумулятора все соки... Белокрылая речная птица сопроводила лодку до выхода в Москву-реку.
— У меня расширился угол зрения! — сообщил капитан-штурман. — Левым глазом я вижу приближающуюся со стороны баржу с песком, а правым — купола колокольни Ивана Великого в Кремле! Угол зрения Литвиненко остался прежним, но расширялось его сердце. Вмещающее в тот миг мало кем виданный московский пейзаж. Бежать отсюда никуда не хотелось.
— Мы хотя бы попытались, — сказал капитан-штурман Сергей Николаевич. — Сдох аккумулятор, поворачиваем обратно, пока ФСО нас не приняла. Да и парковку пора оплатить, накапало рублей под сто...
■
Следующие несколько дней шеф-редактор самой тиражной московской газеты собирал сотни «лайков» на фотографии из похода, размещенные в соцсетях, и отвечал на комментарии. Иногда, особенно в прохладный день, можно было заметить край тельняшки, светящий через вырез воротника его офисной сорочки. А хорошая тельняшка, как известно, служит хозяину примерно десять лет.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгений Рощупкин, начальник управления капитального ремонта и строительства ГУП «Мосводосток»:
- В Яузу не сбрасываются промышленные и хозбытовые сточные воды. Ухудшение качества воды в реке происходит, когда сами жители сливают в дождеприемные решетки и в саму реку различного вида отходы, остатки краски, нефтепродукты и захламляют прибрежные полосы реки, которые не защищены набережной.
МНЕНИЕ
Нужные книжки читал
Артем Чубар, обозреватель
Как любой нормальный ребенок, я начал со сказок. Я их прочитал шкаф. Такой, полок на девять или десять, точно не помню уже. (Дед собирал сказки народов мира, много чего в том шкафу было.) Потом я добрался до основной библиотеки: Джек Лондон, Жюль Верн, Майн Рид, Марк Твен, Сабатини, Дюма, Конан Дойль, серии детгизовской «Библиотеки приключений» по 20 томов каждая, 25-томная «Библиотека современной фантастики»...
Дед жил в Ужгороде, я в Москве, так что библиотека была мне доступна только в каникулы. Так я научился глотать книги. И на всю жизнь приобрел ту яростную, неутолимую жажду, что хорошо знакома любому завзятому пьянице.
Родители тоже выписывали и покупали много книг. Отец открыл мне Булгакова, Зощенко, Гашека, Грина, Каверина.
И еще были журналы. «Пионер», «Костер». Отдельная (и ныне забытая) вселенная детской литературы. Целый месяц ожидания — и вот новый выпуск. И ты вновь обнажаешь свой клинок плечом к плечу с Сережей Каховским, «Мальчиком со шпагой» Владислава Крапивина. Загребаешь веслом, пробираясь заросшей протокой к таинственному Багровому озеру на «Самой легкой лодке в мире» Юрия Коваля. Вместе с Алисой открываешь тайны «Третьей» и других планет Кира Булычева...
Ровно как в «Балладе о борьбе» Высоцкого, мы, книжные дети, вводили себя на роль любимых героев. Примеряли на себя их свершения, поступки, движения души. Эти книжки не учили нас жить. Но по ним мы учились фантазировать, дружить, работать командой и что, наверное, главное — учились вглядываться в мир с неуемным и радостным любопытством.
ПАМЯТИ ЮРИЯ КОВАЛЯ, ПИСАТЕЛЯ, СЦЕНАРИСТА, ХУДОЖНИКА И МОСКВИЧА
Его знают почти в каждом доме. По книжкам, детским фильмам или мультикам. Юрий Коваль — автор экранизированных «Алого» и «Недопеска», москвоведческой автобиографической повести «От Красных ворот», юмористического детектива «Приключения Васи Куролесова», по которому снят одноименный мультипликационный фильм. Коваль — сценарист любимой многими серии мультфильмов, мастерски озвученных актером Евгением Леоновым: «Волшебное кольцо», «Тигренок на подсолнухе», «Mister Пронька», «Смех и горе у Бела моря», «Архангельские новеллы».
СПРАВКА
Река Яуза — левый приток реки Москвы. Упоминается в летописях с 1156 года. Длина — 36 775 метров, в черте города — 27,6 километра. Ширина реки в центре Москвы — 20–25 метров, глубина — около 3 метров. На протяжении всей реки в разные годы построены 77 мостов различного назначения.