Столица внедряет гибкую систему «Умный город»
Понятие «умный город», по словам Алексея, очень многогранно. Оно включает в себя совокупность принципов, правил, технологий и возможностей, которые городская среда предоставляет всем жителям. — В том числе, разумеется, и бизнесменам, работающим в нашем городе, — рассказывает Алексей. — Причем, конечно, речь в первую очередь идет о современных технологиях, которые являются необходимым компонентом решений, применяемых в мегаполисе.
Но технологии в данном случае — не просто широкополосный доступ в интернет или скорость передачи данных. Это не набор мобильных приложений, предлагающих нам пусть и широкий, но все-таки ограниченный круг сервисов. Речь скорее идет о том, что каждый житель «умного города» в каждой точке мегаполиса получает ровно тот набор услуг и сервисов, который ему именно сейчас необходим.
— Звучит заманчиво. Но приведите пример!
— Ну, скажем, человек вышел из дома и куда-то направляется. «Умный город» может предложить ему оптимизацию маршрута с учетом текущей транспортной ситуации: подскажет номер автобуса, сообщит время его прибытия к остановке, рассчитает время, как быстрее куда-то добраться — на личном автомобиле или общественном транспорте. Житель в считаные секунды может узнать все ему необходимое здесь и сейчас.
— Дело нехитрое. Зашел в «Яндекс.Навигатор» или в «Google Карты» или в любые другие «Карты», составил маршрут. Но при чем тут «умный город»?
— За этим сервисом стоит понятие «умный город». Сервис — лишь один из его компонентов. А ведь есть еще интеллектуальная транспортная система. Она способна гибко управлять трафиком на дорогах. Например, эта система включает такой компонент, как умные светофоры, регулирующие движение в зависимости от транспортных потоков, движущихся в том или ином направлении. А бывают ведь еще и умные дорожные знаки. Например, знаки ограничения скорости: цифры на них меняются в зависимости от плотности движения.
В Москве, кстати, элементы интеллектуальной транспортной системы уже давно появились и действуют. Многие водители заметили, что в городе есть электронные табло, подсказывающие оптимальные, с минимумом пробок, маршруты. Но главное в «умном городе» — в том, что все его компоненты связаны между собой и работали в синергии. Это не разрозненные решения, это единый пул.
— Алексей, если некий идеальный умный город принять за 100 процентов, то насколько процентов сегодня умна Москва?
— У меня субъективная оценка. Я считаю, что Москва очень умна. Если учесть информационные технологии, которые сейчас реально у нас используются, то по степени умности мы вплотную подбираемся к 80 процентам. Это, поверьте, очень высокий показатель.
— А есть ли города, «умные» на 100 процентов?
— В мире есть города, например, в Китае и на Ближнем Востоке, которые строятся с нуля. Там системы умного города закладываются изначально при проектировании. И они априори встроены во все системы жизнеобеспечения, а также системы помощи жителям. В таких городах существующие технологии задействованы на 100 процентов.
Взять, например, Сингапур. Он в свое время был перестроен почти полностью, поэтому новейшие технологические решения были внесены в план развития города еще 20 лет назад.
— Что умные города должны вводить сразу, какие сервисы?
— Например, датчики учета коммунальных ресурсов. В новых городах Китая, например, в каждой квартире сразу, по умолчанию, устанавливаются счетчики учета тепла, электричества, холодной и горячей воды.
— Но ведь такие счетчики есть у нас!
— Есть. Но в отличие от новых китайских городов они пока не объединены в единую сеть. У нас все счетчики отдельно, и показания снимают сами жители. Когда-то корректно, когда-то нет, когда-то вообще не снимают. А в этих городах все показания можно снимать централизованно и отправлять по электронной почте счета на оплату. Согласитесь, это удобно, в том числе для жителей. Они, кстати, в случае такой оплаты могут быть уверены, что управляющие компании не впишут им часть общедомовых расходов на воду или, скажем, электричество.
— Почему бы не ввести такую систему и у нас? Не думаю, что это технически очень сложно.
— На самом деле — сложно. Потому что у нас более четырех миллионов квартир, в том числе в старом жилом фонде. И объем затрат на подключение всех датчиков, а их десятки миллионов, в единую сеть просто колоссален. Хотя в бюджетных учреждениях мы уже идем этим путем и успешно внедряем автоматизированный учет расхода ресурсов.
— То есть умный город —довольно дорогая история.
— Конечно, не дешевая! Но все затраты себя окупают. Потому что «умный город» — это инструмент, позволяющий обеспечить максимально комфортную среду обитания для всех. Он позволит повысить качество жизни для каждого отдельно взятого горожанина. Будь то школьник, родитель, водитель, студент, спортсмен или пенсионер.
— При создании умного города вы сотрудничаете с бизнесом?
— Разумеется. Например, мы ведем совместную работу со всеми находящимися в Москве сотовыми операторами. И это позволило получить подробную и достоверную карту перемещения потоков людей в пределах города, и эти данные легли в основу нового Генерального плана развития Москвы, утвержденного на срок до 2025 года.
Или возьмем совместную работу с агрегаторами услуг такси, которые активно используют сервисы по проверке лицензий у перевозчиков и работают только с легальными таксистами. Прекрасный пример — развитие системы видеонаблюдения. Помимо основной функции обеспечения безопасности и помощи полиции в раскрытии преступлений городские службы используют камеры видеонаблюдения для контроля за подрядчиками в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Артем Ермолаев, глава Департамента информационных технологий города Москвы:
— Если раньше мы были нацелены на то, чтобы город стал более открытым как для управленцев, так и для жителей, и в значительной мере мы эту концепцию реализовали, то теперь задача — сделать так, чтобы горожане управляли своим городом вместе с нами.
Например, на портале «Наш город» можно оставить жалобу, на «Активном гражданине» — проголосовать, какое решение должны принять власти по той или иной проблеме, а на портале краудсорсинга (привлечение к решению проблем широкого круга лиц для использования их знаний и опыта. — «ВМ») — выдвинуть собственное предложение. Самая амбициозная задача — сделать город гораздо удобнее, чтобы в поездках в какой-нибудь Лондон москвичи жалели, что там нет тех сервисов, к которым они привыкли.
ТОП 7 СЕРВИСОВ
Запись ко врачу
С помощью системы ЕМИАС можно удаленно записаться на прием к врачу. Сервис также собирает и структурирует информацию о пациенте, формируя электронную медкарту. По интерактивной карте больниц и поликлиник помогает найти нужную.
■ Активный гражданин
Платформа для электронных референдумов. Предназначена для неравнодушных горожан, которые высказывают свое мнение об актуальных для города темах и помогают властям принимать решения.
■ Оплата ЖКХ
dit.mos.ru/apps/application/item/gkh
Сервис предоставляет сведения об оплате коммунальных услуг, сообщает о плановом отключении или подаче горячей воды. Через него можно вводить показания счетчиков воды.
■ Наш город
Все жалобы на работу коммунальщиков и обращения с фото публикуются на портале и передаются в управы районов. В течение восьми дней проблема должна быть решена.
■ Государственные услуги
Здесь представлены все госуслуги, предоставляемые городом в электронном виде. Например, приобретение резидентного разрешения на парковку.
■ Электронный атлас Москвы
Самый полный перечень объектов социальной инфраструктуры города.
■ Узнай Москву
Сервис предоставляет информацию об истории каждого памятника столицы с указанием даты его постройки.