Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Успех компаний и людей зависит от степени креативности. Но порой она переходит границы

Сюжет: 

Сидим дома
Город
Выставка пионов и ирисов в «Аптекарском огороде»
Выставка пионов и ирисов в «Аптекарском огороде» / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва» 

В четверг, 28 мая, в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» зацвели первые пионы. Событие? Еще какое!

Тысячи компаний по всему миру жалуются на пандемию, но единицы сумели обернуть ее себе на пользу: все мы устали читать о болезни и хотим красоты. «Продать» эту простую идею — задача людей, которые занимаются тем, что называется «креатив». Об этом и пойдет сегодня речь.

Новости из «Аптекарского огорода» приходят чуть ли не каждый день. То в саду аномально рано расцвели нарциссы,то манфреда виргинская распустила прекрасный бутон — в первый и в последний раз в своей цветочной жизни, то стартует онлайн-флешмоб «Весенний кот», который поможет справиться с карантинной депрессией. Горожане едва успевают переварить поток информации об увлекательных событиях в саду, другие удивляются: жизнь здесь так и кипит, несмотря на пандемию коронавируса, из-за которой сад временно закрыт. От «Аптекарского огорода» не отстают и другие столичные парки, которые с легкостью можно включать в топ самых креативных. Но есть ли предел креативу? И должен ли он быть, этот предел?

— Мы постоянно изучаем разные форматы работы, открыты новому, — говорит заместитель начальника отдела информации и общественных связей парка «Зарядье» Кения Стрельникова. — В нашем парке проходят музыкальные фестивали, международные форумы, работает научно-познавательный центр. Сегодня мы можем составлять план продвижения выставки, а завтра приглашать журналистов на официальный визит первых лиц государств и готовить новость об экзотическом фрукте нони, который созрел в аэропонной установке нашей экспериментальной оранжереи. Умение быстро ориентироваться помогло нам, когда все ушли в онлайн. В аккаунтах парка в соцсетях мы провели открытие выставки «Лица войны», представили спектакль-экскурсию, а впереди — виртуальные туры по выставкам в формате 3D и много других интересных проектов.

Очевидно, что мы живем во время необузданной «продающей» фантазии, без которой не могут развиваться ни люди, ни компании. Командный креатив, способность меняться и отсутствие страха — те, кто опирается на эти критерии, всегда будут иметь конкурентное преимущество в борьбе за право быть первым. Люди падки на креатив. И умеющие пользоваться «слабостью» обывателя удерживаются в эпицентре интереса.

— Когда закрыли все общественные места, мы быстро поняли, что необходимо адаптироваться к новым условиям, — подтверждает пресс-секретарь Парка Горького Полина Грицюк. — Первым делом мы запустили в соцсетях виртуальные экскурсии. Решили, что самое время раскрыть секреты скульптур и архитектурных композиций, рассказать об истории парка. Позже идеи стали рождаться одна за другой. То, чем парк радовал гостей круглый год — спорт, иностранные языки, хорошая музыка, мастер-классы, — все трансформировалось в онлайн. И судя по комментариям в социальных сетях, подписчикам нравится. Они принимают активное участие в наших мероприятиях. Одни начали рисовать, другие занялись иностранными языками.

Конечно, ничто на свете не заменит нашим гостям бег по Пушкинской набережной, лекции под открытым небом, пение птиц, концерты и танцы на свежем воздухе. Но мы делаем все, чтобы время до нашей встречи в офлайн пролетело незаметно и с пользой.

Кто-то из социологов понимает креатив как хитрость. Ничего удивительного: в древнерусском толковании слово «хитрость» означало «творчество». Со временем оно трансформировалось и стало синонимом чего-то изощренного, хитроумно-коварного, изворотливого и лукавого. Как та лиса из народных сказок, к которой, впрочем, мы все неплохо относимся. Может быть, потому, что чувствуем в ее поведении нечто тонкое, изящное, стратегически-тактическое и дипломатичное. А это в современном понимании и есть креативность. Сказочная лиса не хитрит и не обманывает — она творит. И за каждой креативной историей стоит своя лиса.

Возьмем тот же «Аптекарский огород»: знакомьтесь, PR-директор «Аптекарского огорода» Ольга Архипова.

— Ольга, давайте сначала: как вы попали в «Аптекарский огород»?

— Я пришла в «Аптекарский огород» осенью 2014 года — после окончания с красным дипломом факультета журналистики МГУ и года работы редактором новостей на портале о шоу-бизнесе и светской жизни. В то время в саду фактически отсутствовали PR-отдел и какие-либо стратегии продвижения. За первый год работы в «Аптекарском огороде» я колоссально обогатила свой багаж ботанических знаний — это очень важно для создания новостей, оперативной реакции, погруженности в процесс.

— Сами себя вы считаете креативным человеком?

— Думаю, да. С детства у меня сильно развито воображение — в голове море фантазий, идей. Я всегда знала: все, что у нас в мыслях, можно сделать реальным. Главное — сильно в это поверить и составить четкий план действий. Вдохновение можно черпать повсюду, круглые сутки заряжаться от увиденного, услышанного, прочувствованного. Необходимо понять себя и искренне полюбить — тогда креатив бьет через край. Важно развивать наблюдательность и умение смотреть на вещи с разных сторон. Как известно, все в этом мире относительно, нет ничего однозначного. Гибкость, легкость, внимательность — без них никуда.

— Ваш креатив допускает обман ради красоты момента?

— Мы никогда не приукрашиваем новости, в саду они и без этого яркие. Главное — красиво их преподносить. Обман — это скучно и предсказуемо. Нужно оттачивать мастерство продвижения на реальной информации. Придумать могут многие, а вот творчески использовать факты — нет.

— Бывало ли такое, что идеи, вам самой кажущиеся замечательными, никто не понимал?

— Конечно, особенно в первый год работы в «Аптекарском огороде». Сотрудники долго противились «цветочным котам», которых я придумала, «тропическим концертам» и другим неологизмам. Теперь они как бренды, которые многие пытаются копировать и которые стали популярны в социальных сетях. Кроме того, ботаники часто недооценивают значимость наших новостей вроде цветения бананов, плодоношения шоколадных деревьев и скоплений котов на грядке с валерианой. Для них это часть типичного рабочего дня, а для большинства горожан — захватывающие события.

— Как вы думаете, нуждаются ли москвичи в том, чтобы им подавали контент в «упаковке»?

— Разумеется! Ботанические новости на научном языке скучны и не очень понятны. Каждая новость «Аптекарского огорода» преподносится через призму массового восприятия. Информация должна захватывать и детей, и взрослых с самыми разными интересами и вкусами. То же цветение банана — эффектное зрелище для каждого.

— Поделитесь своей самой смелой мечтой?

— Я считаю, что мечты должны становиться намерениями с четким планом действий. Моя мечта — сделать «Аптекарский огород» самой посещаемой и популярной достопримечательностью России.

Ты узнаешь его из тысячи

1. У креативных людей отличная фантазия и высокий уровень интеллектуальной активности.

2. Они непрерывно и активно мониторят окружающий мир и все время думают над тем, как его изменить или приспособить под себя.

3. У таких людей всегда хватает энергии на то, чтобы удачно приспособиться к сложившимся условиям, какими бы они ни были, и чувствовать себя в безопасности.

4. Некоторые психологи говорят, что креативный человек чем-то похож на маленького ребенка. Он такой же непосредственный, открытый, немножко чудаковатый и фантастически энергичный.

5. Креативный человек — читай «свободный и свободолюбивый человек». Но массы часто его не воспринимают.

6. Как правило, креативные люди вырастают из счастливых семей. Психологи пришли к выводу, что всем успешным креативным персонам в детстве взрослые позволяли ошибаться, активно поддерживали их интерес в различных областях знаний, терпимо относились к их необычным мыслям и идеям, терпеливо отвечали на бесконечные «почему» и поощряли самостоятельность.

Фантазию ограничивает статус

Алексей Ретеюм, директор филиала ботанического сада МГУ «Аптекарский огород»:

— Креатив играет в жизни «Аптекарского огорода» огромную роль. Во всех сферах, тотально. Начиная от выбора куда какие растения посадить, как их представить, заканчивая проведением выставок, художественных и музыкальных вечеров.

Для привлечения внимания посетителей к любому событию нужна правильная подача. И мы, естественно, думаем, как привнести в нее креативную составляющую, стараемся представить каждое действо как нечто яркое и необыкновенное. А для этого необходима креативная энергия, и моя, и всех сотрудников — ландшафтного архитектора, PR-директора, даже садовников и кураторов растений. Естественно, одного меня для такой работы совершенно не хватило бы. У нас работает команда профессионалов.

Мы находим интересные эпитеты, сравнения, названия, пересказываем истории, которые, быть может, и не совсем точны, но передаются из уст в уста веками. Например, в «Аптекарском огороде» есть три дерева, которые, по легенде, посадил Петр Великий. Кто знает, так ли это было на самом деле? Но легенда есть, и мы ее с успехом используем.

Практически все наши проекты, как бы это нескромно ни звучало, были удачны.

Но они собирали разное количество людей. У нас есть элитарные проекты, отличающиеся исключительным художественным уровнем, который не всем с ходу бывает понятен. Как, скажем, таперский клуб, в рамках которого мы показываем старые немые фильмы в сопровождении живой фортепианной музыки, или четырехчасовые спектакли, очень сложные и тонкие. А есть что-то более массовое — цветочные шоу, например. В идеале мы хотим стереть грань между элитарными проектами и массовыми. А что? В креативе не должно быть границ, ведь у фантазии их нет. Другое дело, что «Аптекарский огород» — это подразделение старейшего академического университета России, и мы должны соотносить безумность своих фантазий со статусом.

Мы никогда не забываем, что чрезмерный креатив может навредить, а спорные с точки зрения публики идеи — привести к потере репутации.

КСТАТИ

По мнению исполнительного директора тематического парка в Риме Cinecitta World Cтефано Сигарини, самым креативным проектом последних лет в Москве можно назвать «Остров Мечты». Сама его задумка — амбиция. Ведь это единственный парк в Европе, расположенный в самом центре мегаполиса. Четыре станции на метро, и ты — возле Кремля.

— Говорят, парку не хватает русского колорита, — объясняет Стефано. — Но в этом и состоит идея — путешествие по миру, не покидая Москвы. В этом креатив, который невозможно не оценить, особенно в эти сложные времена, когда международная мобильность стала проблемой. В «Острове Мечты» можно прогуляться по Риму, Беверли-Хиллз, посмотреть на барселонские дома Гауди, красоты Лондона.

Что нужно знать о природе креативности

Марина Позина, кандидат психологических наук:

— Креативность — это часть практического интеллекта, который называют интеллектом успеха. Это способность проявлять активность, действовать в условиях неопределенности и быстро принимать решения. Отличительная особенность интеллекта успеха — сочетание творческих способностей, практических навыков и аналитического мышления. Люди, которые обладают интеллектом успеха, знают, как грамотно действовать в любой ситуации, способны извлекать выгоду из обстоятельств, умеют проявлять настойчивость и имеют сильную мотивацию в достижении результатов.

Я бы рядом с понятием «креативность» поставила понятие «предприимчивость». Предприимчивость — это одновременно и интеллект, и находчивость, и энергия с практичностью. Предприимчивый человек умеет делать нечто важное в тот момент, когда это необходимо. В древней восточной философии это называлось стратагемным мышлением, что одновременно означает и сообразительность, и изобретательность, и находчивость. Стратагемность была оружием китайских политиков, военных и дипломатов, поскольку таила ловушки и хитрости. Стратагемы первоначально были связаны с приемами дипломатической борьбы, но затем их стали использовать во всех сферах, где нужно было извлечь выгоду из ситуации.

Марина Астафьева, психолог:

— Говоря о креативности, можно поделить людей на тех, кто принимает новые идеи, и тех, кто их создает. Без тех, кто способен принимать креатив, он бессмыслен.

Но креатив и творчество, на мой взгляд, — разные вещи. Креатив — возможность выделиться из толпы. Но человек, которому это удается, может не обладать творческими способностями. Просто он умело пользуется своим мозгом. Любой человек рождается индивидуальным, на него влияют сила характера, привычек и воспитания, даже внешние данные.

И естественно, что при отсутствии рамок каждый был бы креативным, то есть делал бы то, что и как считает нужным, не считался с мнением других людей, не придерживался бы правил. Другими словами, делал бы все, чтобы выделиться. Но в таком случае потерялось бы само значение креативности, а отсутствие рамок в обществе могло бы превратиться в хаос.

Креативность — это совокупность работы и возможностей мозга. Но не каждый может пользоваться ею, особенно сейчас, когда повсюду одна креативность и теряется граница между базой и фантазией. И некоторым людям легче повторить чей-то креатив, чем придумать что-то свое. Это уже зомбирование.

Креатив — это результат работы мозга, способность, которую надо разрабатывать, а не просто перенимать у других идеи.

Читайте также: В Ботаническом саду МГУ зацвел миндаль

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.