Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Успех компаний и людей зависит от степени креативности. Но порой она переходит границы

Сюжет: 

Сидим дома
Город
Успех компаний и людей зависит от степени креативности. Но порой она переходит границы
Выставка пионов и ирисов в «Аптекарском огороде» / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва» 

В четверг, 28 мая, в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» зацвели первые пионы. Событие? Еще какое!

Тысячи компаний по всему миру жалуются на пандемию, но единицы сумели обернуть ее себе на пользу: все мы устали читать о болезни и хотим красоты. «Продать» эту простую идею — задача людей, которые занимаются тем, что называется «креатив». Об этом и пойдет сегодня речь.

Новости из «Аптекарского огорода» приходят чуть ли не каждый день. То в саду аномально рано расцвели нарциссы,то манфреда виргинская распустила прекрасный бутон — в первый и в последний раз в своей цветочной жизни, то стартует онлайн-флешмоб «Весенний кот», который поможет справиться с карантинной депрессией. Горожане едва успевают переварить поток информации об увлекательных событиях в саду, другие удивляются: жизнь здесь так и кипит, несмотря на пандемию коронавируса, из-за которой сад временно закрыт. От «Аптекарского огорода» не отстают и другие столичные парки, которые с легкостью можно включать в топ самых креативных. Но есть ли предел креативу? И должен ли он быть, этот предел?

— Мы постоянно изучаем разные форматы работы, открыты новому, — говорит заместитель начальника отдела информации и общественных связей парка «Зарядье» Кения Стрельникова. — В нашем парке проходят музыкальные фестивали, международные форумы, работает научно-познавательный центр. Сегодня мы можем составлять план продвижения выставки, а завтра приглашать журналистов на официальный визит первых лиц государств и готовить новость об экзотическом фрукте нони, который созрел в аэропонной установке нашей экспериментальной оранжереи. Умение быстро ориентироваться помогло нам, когда все ушли в онлайн. В аккаунтах парка в соцсетях мы провели открытие выставки «Лица войны», представили спектакль-экскурсию, а впереди — виртуальные туры по выставкам в формате 3D и много других интересных проектов.

Очевидно, что мы живем во время необузданной «продающей» фантазии, без которой не могут развиваться ни люди, ни компании. Командный креатив, способность меняться и отсутствие страха — те, кто опирается на эти критерии, всегда будут иметь конкурентное преимущество в борьбе за право быть первым. Люди падки на креатив. И умеющие пользоваться «слабостью» обывателя удерживаются в эпицентре интереса.

— Когда закрыли все общественные места, мы быстро поняли, что необходимо адаптироваться к новым условиям, — подтверждает пресс-секретарь Парка Горького Полина Грицюк. — Первым делом мы запустили в соцсетях виртуальные экскурсии. Решили, что самое время раскрыть секреты скульптур и архитектурных композиций, рассказать об истории парка. Позже идеи стали рождаться одна за другой. То, чем парк радовал гостей круглый год — спорт, иностранные языки, хорошая музыка, мастер-классы, — все трансформировалось в онлайн. И судя по комментариям в социальных сетях, подписчикам нравится. Они принимают активное участие в наших мероприятиях. Одни начали рисовать, другие занялись иностранными языками.

Конечно, ничто на свете не заменит нашим гостям бег по Пушкинской набережной, лекции под открытым небом, пение птиц, концерты и танцы на свежем воздухе. Но мы делаем все, чтобы время до нашей встречи в офлайн пролетело незаметно и с пользой.

Кто-то из социологов понимает креатив как хитрость. Ничего удивительного: в древнерусском толковании слово «хитрость» означало «творчество». Со временем оно трансформировалось и стало синонимом чего-то изощренного, хитроумно-коварного, изворотливого и лукавого. Как та лиса из народных сказок, к которой, впрочем, мы все неплохо относимся. Может быть, потому, что чувствуем в ее поведении нечто тонкое, изящное, стратегически-тактическое и дипломатичное. А это в современном понимании и есть креативность. Сказочная лиса не хитрит и не обманывает — она творит. И за каждой креативной историей стоит своя лиса.

Возьмем тот же «Аптекарский огород»: знакомьтесь, PR-директор «Аптекарского огорода» Ольга Архипова.

— Ольга, давайте сначала: как вы попали в «Аптекарский огород»?

— Я пришла в «Аптекарский огород» осенью 2014 года — после окончания с красным дипломом факультета журналистики МГУ и года работы редактором новостей на портале о шоу-бизнесе и светской жизни. В то время в саду фактически отсутствовали PR-отдел и какие-либо стратегии продвижения. За первый год работы в «Аптекарском огороде» я колоссально обогатила свой багаж ботанических знаний — это очень важно для создания новостей, оперативной реакции, погруженности в процесс.

— Сами себя вы считаете креативным человеком?

— Думаю, да. С детства у меня сильно развито воображение — в голове море фантазий, идей. Я всегда знала: все, что у нас в мыслях, можно сделать реальным. Главное — сильно в это поверить и составить четкий план действий. Вдохновение можно черпать повсюду, круглые сутки заряжаться от увиденного, услышанного, прочувствованного. Необходимо понять себя и искренне полюбить — тогда креатив бьет через край. Важно развивать наблюдательность и умение смотреть на вещи с разных сторон. Как известно, все в этом мире относительно, нет ничего однозначного. Гибкость, легкость, внимательность — без них никуда.

— Ваш креатив допускает обман ради красоты момента?

— Мы никогда не приукрашиваем новости, в саду они и без этого яркие. Главное — красиво их преподносить. Обман — это скучно и предсказуемо. Нужно оттачивать мастерство продвижения на реальной информации. Придумать могут многие, а вот творчески использовать факты — нет.

— Бывало ли такое, что идеи, вам самой кажущиеся замечательными, никто не понимал?

— Конечно, особенно в первый год работы в «Аптекарском огороде». Сотрудники долго противились «цветочным котам», которых я придумала, «тропическим концертам» и другим неологизмам. Теперь они как бренды, которые многие пытаются копировать и которые стали популярны в социальных сетях. Кроме того, ботаники часто недооценивают значимость наших новостей вроде цветения бананов, плодоношения шоколадных деревьев и скоплений котов на грядке с валерианой. Для них это часть типичного рабочего дня, а для большинства горожан — захватывающие события.

— Как вы думаете, нуждаются ли москвичи в том, чтобы им подавали контент в «упаковке»?

— Разумеется! Ботанические новости на научном языке скучны и не очень понятны. Каждая новость «Аптекарского огорода» преподносится через призму массового восприятия. Информация должна захватывать и детей, и взрослых с самыми разными интересами и вкусами. То же цветение банана — эффектное зрелище для каждого.

— Поделитесь своей самой смелой мечтой?

— Я считаю, что мечты должны становиться намерениями с четким планом действий. Моя мечта — сделать «Аптекарский огород» самой посещаемой и популярной достопримечательностью России.

Ты узнаешь его из тысячи

1. У креативных людей отличная фантазия и высокий уровень интеллектуальной активности.

2. Они непрерывно и активно мониторят окружающий мир и все время думают над тем, как его изменить или приспособить под себя.

3. У таких людей всегда хватает энергии на то, чтобы удачно приспособиться к сложившимся условиям, какими бы они ни были, и чувствовать себя в безопасности.

4. Некоторые психологи говорят, что креативный человек чем-то похож на маленького ребенка. Он такой же непосредственный, открытый, немножко чудаковатый и фантастически энергичный.

5. Креативный человек — читай «свободный и свободолюбивый человек». Но массы часто его не воспринимают.

6. Как правило, креативные люди вырастают из счастливых семей. Психологи пришли к выводу, что всем успешным креативным персонам в детстве взрослые позволяли ошибаться, активно поддерживали их интерес в различных областях знаний, терпимо относились к их необычным мыслям и идеям, терпеливо отвечали на бесконечные «почему» и поощряли самостоятельность.

Фантазию ограничивает статус

Алексей Ретеюм, директор филиала ботанического сада МГУ «Аптекарский огород»:

— Креатив играет в жизни «Аптекарского огорода» огромную роль. Во всех сферах, тотально. Начиная от выбора куда какие растения посадить, как их представить, заканчивая проведением выставок, художественных и музыкальных вечеров.

Для привлечения внимания посетителей к любому событию нужна правильная подача. И мы, естественно, думаем, как привнести в нее креативную составляющую, стараемся представить каждое действо как нечто яркое и необыкновенное. А для этого необходима креативная энергия, и моя, и всех сотрудников — ландшафтного архитектора, PR-директора, даже садовников и кураторов растений. Естественно, одного меня для такой работы совершенно не хватило бы. У нас работает команда профессионалов.

Мы находим интересные эпитеты, сравнения, названия, пересказываем истории, которые, быть может, и не совсем точны, но передаются из уст в уста веками. Например, в «Аптекарском огороде» есть три дерева, которые, по легенде, посадил Петр Великий. Кто знает, так ли это было на самом деле? Но легенда есть, и мы ее с успехом используем.

Практически все наши проекты, как бы это нескромно ни звучало, были удачны.

Но они собирали разное количество людей. У нас есть элитарные проекты, отличающиеся исключительным художественным уровнем, который не всем с ходу бывает понятен. Как, скажем, таперский клуб, в рамках которого мы показываем старые немые фильмы в сопровождении живой фортепианной музыки, или четырехчасовые спектакли, очень сложные и тонкие. А есть что-то более массовое — цветочные шоу, например. В идеале мы хотим стереть грань между элитарными проектами и массовыми. А что? В креативе не должно быть границ, ведь у фантазии их нет. Другое дело, что «Аптекарский огород» — это подразделение старейшего академического университета России, и мы должны соотносить безумность своих фантазий со статусом.

Мы никогда не забываем, что чрезмерный креатив может навредить, а спорные с точки зрения публики идеи — привести к потере репутации.

КСТАТИ

По мнению исполнительного директора тематического парка в Риме Cinecitta World Cтефано Сигарини, самым креативным проектом последних лет в Москве можно назвать «Остров Мечты». Сама его задумка — амбиция. Ведь это единственный парк в Европе, расположенный в самом центре мегаполиса. Четыре станции на метро, и ты — возле Кремля.

— Говорят, парку не хватает русского колорита, — объясняет Стефано. — Но в этом и состоит идея — путешествие по миру, не покидая Москвы. В этом креатив, который невозможно не оценить, особенно в эти сложные времена, когда международная мобильность стала проблемой. В «Острове Мечты» можно прогуляться по Риму, Беверли-Хиллз, посмотреть на барселонские дома Гауди, красоты Лондона.

Что нужно знать о природе креативности

Марина Позина, кандидат психологических наук:

— Креативность — это часть практического интеллекта, который называют интеллектом успеха. Это способность проявлять активность, действовать в условиях неопределенности и быстро принимать решения. Отличительная особенность интеллекта успеха — сочетание творческих способностей, практических навыков и аналитического мышления. Люди, которые обладают интеллектом успеха, знают, как грамотно действовать в любой ситуации, способны извлекать выгоду из обстоятельств, умеют проявлять настойчивость и имеют сильную мотивацию в достижении результатов.

Я бы рядом с понятием «креативность» поставила понятие «предприимчивость». Предприимчивость — это одновременно и интеллект, и находчивость, и энергия с практичностью. Предприимчивый человек умеет делать нечто важное в тот момент, когда это необходимо. В древней восточной философии это называлось стратагемным мышлением, что одновременно означает и сообразительность, и изобретательность, и находчивость. Стратагемность была оружием китайских политиков, военных и дипломатов, поскольку таила ловушки и хитрости. Стратагемы первоначально были связаны с приемами дипломатической борьбы, но затем их стали использовать во всех сферах, где нужно было извлечь выгоду из ситуации.

Марина Астафьева, психолог:

— Говоря о креативности, можно поделить людей на тех, кто принимает новые идеи, и тех, кто их создает. Без тех, кто способен принимать креатив, он бессмыслен.

Но креатив и творчество, на мой взгляд, — разные вещи. Креатив — возможность выделиться из толпы. Но человек, которому это удается, может не обладать творческими способностями. Просто он умело пользуется своим мозгом. Любой человек рождается индивидуальным, на него влияют сила характера, привычек и воспитания, даже внешние данные.

И естественно, что при отсутствии рамок каждый был бы креативным, то есть делал бы то, что и как считает нужным, не считался с мнением других людей, не придерживался бы правил. Другими словами, делал бы все, чтобы выделиться. Но в таком случае потерялось бы само значение креативности, а отсутствие рамок в обществе могло бы превратиться в хаос.

Креативность — это совокупность работы и возможностей мозга. Но не каждый может пользоваться ею, особенно сейчас, когда повсюду одна креативность и теряется граница между базой и фантазией. И некоторым людям легче повторить чей-то креатив, чем придумать что-то свое. Это уже зомбирование.

Креатив — это результат работы мозга, способность, которую надо разрабатывать, а не просто перенимать у других идеи.

Читайте также: В Ботаническом саду МГУ зацвел миндаль

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.