Директор центра соцобслуживания рассказала о помощи людям и миссии социальной службы
При первом знакомстве с Ольгой Мироновой ни за что не догадаешься, что эта общительная, легкая, улыбчивая блондинка — директор Территориального центра социального обслуживания «Жулебино», большого учреждения, которое сегодня находится буквально на передовой: социальные службы в условиях карантина, да и сейчас, работают особенно напряженно. Сотрудники Ольги Викторовны знают, что она строго спрашивает с каждого, вникает во все мелочи работы, но знают и то, что она готова «стоять горой» за каждого своего работника и всегда болеет за дело душой. О своей работе Ольга Миронова рассказала «Вечерней Москве».
— Многие люди, пока судьба их не заставит, знать не знают, чем занимаются центры социального обслуживания. Ваш центр чем занимается?
— У нас комплексный центр: мы работаем с москвичами как на дому, так и в ТЦСО «Жулебино» и его филиалах. Отделения надомного социального обслуживания, работающие с жителями старшего возраста, ветеранами, инвалидами, теми, кто не может по состоянию здоровья выходить из дома, — это то, с чего, собственно, вся «социалка» и начиналась. Таких отделений у нас девять: три в Жулебино, пять в Выхино и один в Некрасовке. Всего на надомном обслуживании у нас 2315 человек — граждан пожилого возраста и инвалидов, которым мы оказываем услуги на дому.
За последние несколько лет изменился контингент получателей социальных услуг: сегодня это представители нового поколения пенсионеров с устоявшимися жизненными взглядами, возросшими социально-культурными запросами, желающих реализовать свой интеллектуальный и физический потенциал. Поэтому с 2018 года в центре «Жулебино» успешно реализуется программа «Московское долголетие». Это организация досуга, активного времяпрепровождения и общения граждан старшего возраста, пенсионеров — образовательные, спортивные, культурные мероприятия, клубы, мастер-классы… На них занимаются практически всем — от скандинавской ходьбы и компьютерной грамотности до рукоделия и танцев. Из-за ситуации с коронавирусом в очном формате мероприятия проекта «Московское долголетие» были временно приостановлены ради безопасности жителей, но выход из ситуации был найден: сегодня около 1000 наших пенсионеров занимаются в онлайн-режиме.
— А вы как-то им помогали освоить компьютерную технику, установить Zoom?
— Конечно! У нас есть Динар Фатехов — продвинутый специалист по информационным технологиям. Он помогал и продолжает помогать пожилым людям, обращающимся на горячую линию с просьбами помочь им в работе с компьютером и смартфоном.
Он готов часами объяснять бабушкам и дедушкам, что именно им нужно делать, чтобы они смогли подключить скайп для общения с внуками, как оформить онлайн-заказ с доставкой на дом товаров первой необходимости и многое другое.
Безграничная доброта, отзывчивость, терпение и спокойствие нашего Динара позволили ему организовать социальный сервис технической поддержки и помочь десяткам пожилых людей разобраться в сложных вопросах, связанных с информационными технологиями.
— Существенно ли возросло количество заявок на предоставление социальных услуг с введением режима изоляции?
— Существенно, конечно! Но мы успешно перегруппировались (улыбается). С 23 марта к работе с населением по предоставлению адресной социальной помощи привлечены не только социальные работники, но и те сотрудники, которые работали в других подразделениях ЦСО, например в отделениях реабилитации. Мы заключили с ними дополнительные соглашения о новом функционале: все добровольно, никого не заставляли, но люди у нас очень сознательно к этому подошли. Не было проблемы нехватки рук.
Поначалу поступало ежедневно колоссальное количество звонков на горячую линию городского кол-центра, которые в режиме нон-стоп поступали к нам, в районные ЦСО. В среднем на каждого социального работника была дополнительная нагрузка по пять–шесть заявок в день — адресная помощь людям в возрасте 65 лет и москвичам с хроническими заболеваниями, которые перестали выходить из дома.
Сейчас количество заявок уменьшилось: москвичи уехали на дачи, режим ослабили, разрешили прогулки, но у нас все еще повышенная нагрузка. Большая работа идет по доставке льготных лекарственных препаратов. Мы их получаем в поликлиниках и развозим по адресам, причем не только по Москве, но и в Подмосковье. Самая дальняя точка, в которую мы доставляли нашим горожанам лекарства, — это 120 км от Москвы, а так все Подмосковье нами охвачено: Ступино, Кашира, Подольск. Наши сотрудники ездят по области и на машинах, и на электричках.
— Наверняка изменилось не только количество, но и содержание помощи, появились просьбы, которых раньше не было. Например, людям старше 65 лет нельзя было выходить из дома даже для прогулки с собакой, поэтому собак приходилось выгуливать социальным работникам.
— Все заявки по прогулкам с собаками выполняли волонтеры. У нас тесные отношения с волонтерскими организациями, и несколько ребят нам на постоянной основе помогали в выгуле собак, доставке кормов для животных и лекарственных препаратов, потому что эта работа оказалась очень большой.
Что бы мы делали без волонтерской помощи! Пришлось бы круглосуточно работать. Оказывается, москвичи — очень отзывчивые люди. К нам в ТЦСО «Жулебино» в самом начале пандемии пришел Валерий Константинович Котик. Он оказался среди тех, кто во время режима самоизоляции не должен был ходить на работу, у него было много свободного времени, автомобиль и, главное, огромное желание помогать людям. Он не входит ни в какие волонтерские организации, но каждый день, как на работу, он приезжал в наш центр, вместе с волонтерами грузил в свою машину огромные коробки с продовольственными заказами и лекарствами и развозил их по адресам. Каждый день он доставлял продовольствие и лекарства 20 семьям и одиноким людям, оказавшимся в изоляции. И так на протяжении двух месяцев!
Несмотря на серьезность ситуации, смешные и трогательные истории возникают буквально каждый день. Однажды на горячую линию центра на покупку лекарственных препаратов поступила заявка, которая досталась сотруднику отдела социальных коммуникаций и активного долголетия Максиму Борисенко. Женщина, которой Максим вручил лекарства, поведала ему о своей проблеме: две недели назад у нее случилось неожиданное прибавление в семействе — сразу десять хомячков! И смешно, и грустно: конечно, очень умилительно смотреть на маленькие копошащиеся комочки, но при этом понимаешь, что такое количество зверушек для одного дома — это уже слишком… Максим как настоящий мужчина взял на себя решение проблемы: принес коробку с пушистиками на работу, и теперь у многих сотрудников ТЦСО «Жулебино» есть дома веселый и смешной питомец.
— Неужели ни у кого не возникло за эти два месяца отторжения, непреодолимой усталости? Никто не сошел с дистанции?
— В социальной сфере работают люди определенного склада души. Здесь не может быть случайных людей, это труд по призванию. Он по плечу только тем, кто целиком отдает себя заботе о других. Команда у нас в центре замечательная, подобрались потрясающие люди: это действительно семья, в которой один за всех и все за одного.
Читайте также: Почти 8,5 тысячи москвичей отучились по направлению центра занятости