Как московские театры жили в войну и насколько сильно их изменила эвакуация
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАС июня 1941 года по май 1945-го в условиях войны состоялись 473 тысячи спектаклей и концертов московских театров. Главархив города Москвы и центры госуслуг «Мои документы» обновили раздел «Медиатека» виртуального музея «Москва — с заботой об истории», где среди остальных видеороликов представлены документальные сюжеты о театральной жизни столицы времен ВОВ.
Сразу же после начала войны, 22 июня, в Москве было объявлено военное положение. Но несмотря на это, театры не прекращали работать. Только в 1941 году было дано около 50 новых и возобновленных постановок, в их числе «Мария Стюарт» в Театре Революции, «Надежда Дурова», «Машенька» в Театре имени Моссовета, «Адмирал Нахимов» в Камерном театре, новая постановка «Сильвы» в Московском театре оперетты, «Штраусиана» в Театре имени Станиславского и другие.
Однако несмотря на разнообразие и высокое качество постановок, посещаемость театров в начале войны находилась на очень низком уровне, что поставило последние в тяжелые финансовые условия. Например, посещаемость Театра имени Станиславского упала до 48,6 процента, Театра имени Немировича-Данченко — до 68 процентов, Камерного театра — до 51 процента. В результате в первом полугодии деятельность театров была завершена с убытком в 5,4 млн рублей.
Для сокращения расходов было принято решение о реорганизации театров. В августе 1941 года по указу правительства сеть московских театров была сокращена с 19 театральных трупп до 12; 11 театральных трупп были объединены с сохранением своих творческих коллективов в шести театрах. Подобным образом были объединены драматические театры Ленсовета и имени Баумана, Театр Моссовета и Московский драматический театр, Театр имени Ленинского комсомола и Современный театр и другие. Оперные театры имени Станиславского и имени Немировича-Данченко после слияния стали называться Московским музыкальным театром имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Кроме того, Театр имени Ермоловой направлялся на постоянную работу в Махачкалу, а Цыганский театр «Ромэн» и Театр эстрады и миниатюр переводились на полную самоокупаемость.
С начала войны театры переключились на широкое обслуживание Красной армии и системы местной противовоздушной обороны — бесплатные спектакли, обслуживание агитпункта, посылка бригад артистов на Западный фронт. За всю войну на фронтах побывало 3685 артистических бригад, в которых участвовало 42 тысячи артистов — главным образом из московских театральных коллективов.
В октябре 1941 года в связи подходом немецких войск к Москве из столицы был эвакуирован ряд театров. Оставшиеся в Москве театры имени Станиславского и Немировича-Данченко и имени Ленсовета, которые отказались от эвакуации, продолжали непрерывно работать, показывая спектакли и работая над новыми постановками даже в самые тяжелые моменты обороны Москвы. Но театры не могли поддерживать довоенный уровень прибыли, сейчас они работали с большими убытками и выживали только за счет государственных дотаций. Так, за 1941 год общая дотация из бюджета составила 14 млн рублей.
В мае 1942 года, по инициативе Центрального комитета Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи и Всероссийского театрального общества в Москве был создан первый Комсомольско-молодежный фронтовой театр.
24 августа 1943 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О возвращении в Москву эвакуированных московских театров». Одним из первых в Москву вернулся Государственный академический Большой театр СССР. За 22-месячное пребывание в Куйбышеве Большой театр возобновил и поставил заново 15 оперных и балетных спектаклей.
Пребывание в эвакуации различно отразилось на творческом состоянии и производственной жизни театра. Некоторые театры в этот период выросли, творчески окрепли (Театр имени Моссовета, Камерный, Московский театр оперетты). Другая же часть театров, пребывая около двух лет вне Москвы, работая в малоприспособленных помещениях, а часто в условиях почти беспрерывного передвижения (Театр сатиры, имени Ермоловой и «Ромэн»), потеряв ряд ведущих исполнителей (театры Сатиры и Революции), к моменту их возвращения в Москву сильно потеряли в качестве спектаклей.
В 1943 году в Москве прошел творческий смотр работ фронтовых театров. Более 3000 работников искусства были награждены боевыми орденами и медалями Советского Союза. Лучшим был признан филиал Государственного театра имени Е. Вахтангова. Так же, как и другие, он вернулся в столицу осенью 1943 года, но долго не мог восстановить работу в собственном здании, которое очень сильно пострадало в ходе бомбежек. Решение о реконструкции здания театра было принято Совнаркомом СССР 22 февраля 1943 года, однако проведение данного решения в условиях войны затянулась надолго.
За время войны значительно возросло и количество театральных коллективов. Например, только за год — с 1944-го по 1945-й — их число увеличилось в два раза — с 312 до 734 коллективов. Также за этот год произошел рост количества постановок. Наблюдался повышенный интерес к произведениям русской классики, хотя признавался недостаток современных пьес.
Советские театры, особенно московские, сыграли важное значение в укреплении боевого духа солдат. Такой масштабной культурно-просветительной работы, как в СССР, не велось в ходе войны ни в одной стране мира. Но московским театрам удалось не только поддержать бойцов, но и вернуть довоенный уровень прибыли. За вторую половину 1941–1943 годов столичные театры поставили 93 новых спектакля. Их популярность была так велика, что с начала 1943 года театры перешли на самоокупаемость, отказавшись от дотаций из бюджета города.
Узнать больше об искусстве времен Великой Отечественной войны можно в виртуальном музее «Москва — с заботой об истории», который был открыт Главархивом и центрами госуслуг «Мои документы» в начале мая. В музее представлено около 7500 тысяч предметов и вещей, которые жители столицы передали на вечное хранение в Главархив в рамках одноименной акции.
Читайте также: Выходила на берег катюша: как в Москве разработали легендарные ракетные установки