Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Воспитывать и учить: как растили учеников в московском Катковском лицее

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Город
Воспитывать и учить: как растили учеников в московском Катковском лицее
Фото: facebook.com/mydocs.mo

На прошлой неделе Главархив и центры госуслуг «Мои документы» открыли первую посткарантинную офлайн-выставку «Моя семья — моя история», посвященную семейным традициям со времен Российской империи и до сегодняшнего дня. Одна из важных тем выставки — воспитание детей, которое в чем-то изменилось, а в чем-то продолжает оставаться прежним уже несколько веков. В Главархиве Москвы хранятся документы о воспитании детей в Катковском лицее, который открылся в 1868 году и во многом был уникальным учебным заведением.

Лицей состоял из гимназических классов и университетских курсов. Кроме того, при лицее была приготовительная школа (или отделение). Таким образом, дети, не выходя из стен лицея, могли получать и среднее, и высшее образование.

Отличительной особенностью лицея было существование в нем тьюторов — персональных наставников для лицеистов из гимназических классов. К каждому тьютору прикреплялось несколько учеников, которых он должен был воспитывать. О внимании, которое уделялось такому способу воспитания, и оценке его важности свидетельствует сохранившаяся в архивных материалах инструкция для тьюторов, разработанная в 1895 году.

Согласно этой инструкции, главной задачей тьютора было индивидуальное воспитание вверенных ему учеников. В задачи куратора входило определение уровня умственных способностей учеников, причин успехов или неуспеваемости в обучении, изучение характеров и темпераментов ребят, их нравственных качеств, полезных и вредных привычек. Для достижения такой сложной цели тьюторы должны были понять особенности своих подопечных не только из личного наблюдения, но также из непосредственного знакомства с их школьной и домашней жизнью. Для этого им было необходимо тесное общение со школьными и домашними наставниками учеников, с врачом лицея, с родителями и родственниками, да и вообще со всеми лицами, с которыми ученики находились в непосредственном общении.

Заботясь об умственном развитии питомцев, тьютор (будучи одновременно и преподавателем во вверенном ему классе) следил за общими успехами их обучения: он приучал их к правильному, самостоятельному умственному труду, оказывал при необходимости помощь во время приготовления уроков, заботился о равномерной нагрузке. С этою целью тьютор должен был находиться в постоянном общении с преподавателями своего класса, обмениваясь с ними своими наблюдениями и мнениями. В случае неудач воспитанников тьютор пытался выяснить причину и старался по возможности устранить ее.

Важной стороной деятельности тьюторов было наблюдение за нравственным развитием своих учеников. Они должны были поощрять их во всем хорошем и не давать развиваться отрицательным сторонам характера. Для этой цели тьютор постоянно общался с родителями учеников и своими коллегами-преподавателями.

Поскольку умственное и нравственное развитие детей находится в тесной связи с развитием физическим, тьютор, врач и главный надзиратель пансиона следили и за здоровьем учеников.

Если ученики вели себя плохо, то в таких случаях существовала целая система взысканий, главной целью которых было нравственное исправление подопечных. Об этом рассказывает сохранившийся в материалах учреждения документ «Проект правил о взысканиях с воспитанников гимназических классов лицея». При назначении взысканий всегда взвешивалось, какое действие произведет наказание на провинившегося, причем всегда учитывались его возраст, степень развития, прежнее поведение и успехи в науках. В качестве взыскания (таковые могли налагаться надзирателями или преподавателями) применялись выговоры наедине, выговоры перед целым классом, стояние у стены во время перемен, изоляция от товарищей во время уроков или перемен, удаление из класса. Более строгие наказания мог налагать директор: удалять из пансиона (для живших в пансионе при лицее), лишать завтрака и обеда или заменять обед хлебом и водой, отправлять на заключение в карцер.

Самое широкое поле для взысканий было у тьюторов. Помимо взысканий, налагаемых надзирателями или преподавателями, они могли оставлять провинившихся в лицее после уроков, во время праздников, сажать за отдельный стол во время обеда или оставлять стоящими у стены, лишать за обедом последнего блюда.

Но к наказаниям, особенно строгим, старались прибегать как можно реже. Это видно из сохранившихся журналов по наблюдению за поведением учеников. Как правило, после наказания проступки больше не повторялись.

Таким образом, включение в систему образования тьюторов как важнейшего элемента воспитания детей в лицее и вне его было полностью оправданно.

Читайте также: Столичный психолог ответила на вопросы, которые волнуют родителей первоклашек

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.