Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Воспитывать и учить: как растили учеников в московском Катковском лицее

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Город
Воспитывать и учить: как растили учеников в московском Катковском лицее
Фото: facebook.com/mydocs.mo

На прошлой неделе Главархив и центры госуслуг «Мои документы» открыли первую посткарантинную офлайн-выставку «Моя семья — моя история», посвященную семейным традициям со времен Российской империи и до сегодняшнего дня. Одна из важных тем выставки — воспитание детей, которое в чем-то изменилось, а в чем-то продолжает оставаться прежним уже несколько веков. В Главархиве Москвы хранятся документы о воспитании детей в Катковском лицее, который открылся в 1868 году и во многом был уникальным учебным заведением.

Лицей состоял из гимназических классов и университетских курсов. Кроме того, при лицее была приготовительная школа (или отделение). Таким образом, дети, не выходя из стен лицея, могли получать и среднее, и высшее образование.

Отличительной особенностью лицея было существование в нем тьюторов — персональных наставников для лицеистов из гимназических классов. К каждому тьютору прикреплялось несколько учеников, которых он должен был воспитывать. О внимании, которое уделялось такому способу воспитания, и оценке его важности свидетельствует сохранившаяся в архивных материалах инструкция для тьюторов, разработанная в 1895 году.

Согласно этой инструкции, главной задачей тьютора было индивидуальное воспитание вверенных ему учеников. В задачи куратора входило определение уровня умственных способностей учеников, причин успехов или неуспеваемости в обучении, изучение характеров и темпераментов ребят, их нравственных качеств, полезных и вредных привычек. Для достижения такой сложной цели тьюторы должны были понять особенности своих подопечных не только из личного наблюдения, но также из непосредственного знакомства с их школьной и домашней жизнью. Для этого им было необходимо тесное общение со школьными и домашними наставниками учеников, с врачом лицея, с родителями и родственниками, да и вообще со всеми лицами, с которыми ученики находились в непосредственном общении.

Заботясь об умственном развитии питомцев, тьютор (будучи одновременно и преподавателем во вверенном ему классе) следил за общими успехами их обучения: он приучал их к правильному, самостоятельному умственному труду, оказывал при необходимости помощь во время приготовления уроков, заботился о равномерной нагрузке. С этою целью тьютор должен был находиться в постоянном общении с преподавателями своего класса, обмениваясь с ними своими наблюдениями и мнениями. В случае неудач воспитанников тьютор пытался выяснить причину и старался по возможности устранить ее.

Важной стороной деятельности тьюторов было наблюдение за нравственным развитием своих учеников. Они должны были поощрять их во всем хорошем и не давать развиваться отрицательным сторонам характера. Для этой цели тьютор постоянно общался с родителями учеников и своими коллегами-преподавателями.

Поскольку умственное и нравственное развитие детей находится в тесной связи с развитием физическим, тьютор, врач и главный надзиратель пансиона следили и за здоровьем учеников.

Если ученики вели себя плохо, то в таких случаях существовала целая система взысканий, главной целью которых было нравственное исправление подопечных. Об этом рассказывает сохранившийся в материалах учреждения документ «Проект правил о взысканиях с воспитанников гимназических классов лицея». При назначении взысканий всегда взвешивалось, какое действие произведет наказание на провинившегося, причем всегда учитывались его возраст, степень развития, прежнее поведение и успехи в науках. В качестве взыскания (таковые могли налагаться надзирателями или преподавателями) применялись выговоры наедине, выговоры перед целым классом, стояние у стены во время перемен, изоляция от товарищей во время уроков или перемен, удаление из класса. Более строгие наказания мог налагать директор: удалять из пансиона (для живших в пансионе при лицее), лишать завтрака и обеда или заменять обед хлебом и водой, отправлять на заключение в карцер.

Самое широкое поле для взысканий было у тьюторов. Помимо взысканий, налагаемых надзирателями или преподавателями, они могли оставлять провинившихся в лицее после уроков, во время праздников, сажать за отдельный стол во время обеда или оставлять стоящими у стены, лишать за обедом последнего блюда.

Но к наказаниям, особенно строгим, старались прибегать как можно реже. Это видно из сохранившихся журналов по наблюдению за поведением учеников. Как правило, после наказания проступки больше не повторялись.

Таким образом, включение в систему образования тьюторов как важнейшего элемента воспитания детей в лицее и вне его было полностью оправданно.

Читайте также: Столичный психолог ответила на вопросы, которые волнуют родителей первоклашек

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.