- Город

Воспитывать и учить: как растили учеников в московском Катковском лицее

Надеть маски. Нарушителей ждет большой штраф

Фитнес переезжает из душных спортзалов на крышу

Школы Москвы начнут учебный год в очном формате

Социальные работники получили 8 миллиардов рублей за работу в период пандемии

«Второй пакт Молотова — Риббентропа»: политологи назвали истинную причину ненависти Польши к РФ

Профессор МГУ оценил опасность частых КТ-исследований из-за COVID-19

Определен размер средней зарплаты в России за последний год

«В России легче, чем в Европе»: как итальянец развил бизнес в Москве в разгар пандемии

Адвокат Соколова объяснил, почему решил защищать в суде вдову рэпера Картрайта

«По 500 тысяч долларов»: Пригожин рассказал о гонорарах Егора Крида

Отельеры Турции оценили стоимость летнего отдыха для россиян

Как россияне покупают «золотые паспорта» и сколько это стоит

Рошаль оценил эффективность борьбы с COVID-19 в России

«Озноб, температура»: профессор РАН назвал признаки укуса энцефалитного клеща

Финансист ответил на слова Собчак об «идиотах» со сбережениями в рублях

Пожилых и людей с хроническими заболеваниями предостерегли от путешествий из-за COVID-19

Воспитывать и учить: как растили учеников в московском Катковском лицее

ФОТО: facebook.com/mydocs.mo

На прошлой неделе Главархив и центры госуслуг «Мои документы» открыли первую посткарантинную офлайн-выставку «Моя семья — моя история», посвященную семейным традициям со времен Российской империи и до сегодняшнего дня. Одна из важных тем выставки — воспитание детей, которое в чем-то изменилось, а в чем-то продолжает оставаться прежним уже несколько веков. В Главархиве Москвы хранятся документы о воспитании детей в Катковском лицее, который открылся в 1868 году и во многом был уникальным учебным заведением. 

Лицей состоял из гимназических классов и университетских курсов.  Кроме того, при лицее была приготовительная школа (или отделение). Таким образом, дети, не выходя из стен лицея, могли получать и среднее, и высшее образование.

Отличительной особенностью лицея было существование в нем тьюторов — персональных наставников для лицеистов из гимназических классов. К каждому тьютору прикреплялось несколько учеников, которых он должен был воспитывать. О внимании, которое уделялось такому способу воспитания, и оценке его важности свидетельствует сохранившаяся в архивных материалах инструкция для тьюторов, разработанная в 1895 году.

Согласно этой инструкции, главной задачей тьютора было индивидуальное воспитание вверенных ему учеников. В задачи куратора входило определение уровня умственных способностей учеников, причин успехов или неуспеваемости в обучении, изучение характеров и темпераментов ребят, их нравственных качеств, полезных и вредных привычек. Для достижения такой сложной цели тьюторы должны были понять особенности своих подопечных не только из личного наблюдения, но также из непосредственного знакомства с их школьной и домашней жизнью. Для этого им было необходимо тесное общение со школьными и домашними наставниками учеников, с врачом лицея, с  родителями и родственниками, да и вообще со всеми лицами, с которыми ученики находились в непосредственном общении.

Заботясь об умственном развитии питомцев, тьютор (будучи одновременно и преподавателем во вверенном ему классе) следил за общими успехами их обучения: он приучал их к правильному, самостоятельному умственному труду, оказывал при необходимости помощь во время приготовления уроков, заботился о равномерной нагрузке. С этою целью тьютор должен был находиться в постоянном общении с преподавателями своего класса, обмениваясь с ними своими наблюдениями и мнениями. В случае неудач воспитанников тьютор пытался выяснить причину и старался по возможности устранить ее.

Важной стороной деятельности тьюторов было наблюдение за нравственным развитием своих учеников. Они должны были поощрять их во всем хорошем и не давать развиваться отрицательным сторонам характера. Для этой цели тьютор постоянно общался с родителями учеников и своими коллегами-преподавателями. 

Поскольку умственное и нравственное развитие детей находится в тесной связи с развитием физическим, тьютор, врач и главный надзиратель пансиона следили и за здоровьем учеников.

Если ученики вели себя плохо, то в таких случаях существовала целая система взысканий, главной целью которых было нравственное исправление подопечных. Об этом рассказывает сохранившийся в материалах учреждения документ «Проект правил о взысканиях с воспитанников гимназических классов лицея». При назначении взысканий всегда взвешивалось, какое действие произведет наказание на провинившегося, причем всегда учитывались его возраст, степень развития, прежнее поведение и успехи в науках. В качестве взыскания (таковые могли налагаться надзирателями или преподавателями) применялись выговоры наедине, выговоры перед целым классом, стояние у стены во время перемен, изоляция от товарищей во время уроков или перемен, удаление из класса. Более строгие наказания мог налагать директор: удалять из пансиона (для живших в пансионе при лицее), лишать завтрака и обеда или заменять обед хлебом и водой, отправлять на заключение в карцер.

Самое широкое поле для взысканий было у тьюторов. Помимо взысканий, налагаемых надзирателями или преподавателями, они могли оставлять провинившихся в лицее после уроков, во время праздников, сажать за отдельный стол во время обеда или оставлять стоящими у стены, лишать за обедом последнего блюда. 

Но к наказаниям, особенно строгим, старались прибегать как можно реже. Это видно из сохранившихся журналов по наблюдению за поведением учеников. Как правило, после наказания проступки больше не повторялись.

Таким образом, включение в систему образования тьюторов как важнейшего элемента воспитания детей в лицее и вне его было полностью оправданно.

Читайте также: Столичный психолог ответила на вопросы, которые волнуют родителей первоклашек

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

184 969 + 1 329 (за сутки)

Выздоровели

244 097 

Выявлено

4 521 + 11 (за сутки)

Умерли

Руслан Клинский

Карать ли за измену топором

Мехти Мехтиев

Учитесь жить по средствам

Виктория Филатова

Битва за Патриаршие

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Достопримечательности в шаговой доступности

Дарья Завгородняя

Покупатель прав не всегда

Александр Хохлов

Кто в Арктике хозяин

Анатолий Горняк

Депутат за четыре копейки

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите