Выпускник МАИ создал лазер, который может улучшить авиадвигатель
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАВыпускник Московского авиационного института Даниил Королев предложил идею, которая может улучшить прочность деталей авиационного двигателя. Корреспондент «Вечерней Москвы» выяснила, в чем уникальность проекта.
Даниил окончил МАИ в этом году с красным дипломом. Он учился на кафедре «Электроракетные двигатели, энергетические и энергофизические установки». Проект стал дипломной работой, а еще получил финансирование и поддержку по программе «Умник» Фонда содействия инновациям.
Цель проекта, по словам молодого человека, — повысить прочность детали авиадвигателя или самолета, испытывающей высокие нагрузки во время эксплуатации. Металл накапливает повреждения, образуются трещины, итог — растут риски при перелетах, траты на ремонт.
— Детали самолета можно подвергать на этапе изготовления упрочнению лазером, чтобы улучшить их параметры, — считает Даниил. — Вначале на металлическую поверхность наносим покрытие, поглощающее излучение. Потом производим серию коротких выстрелов из лазера, одновременно подавая воду. В результате образуется плазма высокого давления, которая упрочняет материал. Деталь может выдержать больше циклов эксплуатации, уменьшается риск образования коррозии и микротрещин.
Работу над проектом студент вел в лаборатории Института № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» МАИ под руководством опытных наставников — доцента кафедры «Технология производства двигателей летательных аппаратов» Максима Ляховецкого и профессора Леонида Лесневского.
Именно он предложил талантливому студенту тему для дипломной работы. Кроме того, Даниилу помогал студент Глеб Кожевников. Вместе они составляли чертежи, занимались моделированием и разработкой модели взаимодействия детали с лазерным излучением.
Пока в авиастроении для упрочнения деталей используют дробеструйную обработку: шарики диаметром не более миллиметра на очень высокой скорости выпускаются на поверхность изделия. Ожидается, что эффективность обработки лазером будет намного выше. Подобная технология применяется в Америке, но не в России.
У Даниила впереди четыре года аспирантуры — он планирует дальше развивать проект, подать заявку на патент. Интерес к идее уже выразило Опытно-конструкторское бюро имени Люльки. Кроме авиации, технология может применяться во многих отраслях, включая судостроение, двигателестроение, космическую отрасль, медицину.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Ионов, заместитель директора по науке института № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» МАИ:
— В мире подобные технологии, связанные с лазерами большой мощности, есть — в России пока нет, и поставить их из-за рубежа нет возможности. Более того, нюансы производства заграничные компании не афишируют. Задача проекта, которым занимается Даниил, — разработать установку, технологию на основе российских компонентов. Мы помогли сформулировать идею, но развивал он ее сам, вовлекая младшекурсников. В МАИ сильна преемственность.
Читайте также: Легкий транспортник сядет на любой аэродром