Новые победы и онлайн-занятия: как участники инклюзивных проектов провели лето
Отдел инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства был создан в 2014 году. Его сотрудники помогают школьникам с особыми образовательными потребностями готовиться к интеллектуальным соревнованиям и участвовать в них. За шесть лет существования отдела ученики смогли добиться впечатляющих результатов. В этом году пятеро ребят с особыми образовательными потребностями здоровья стали финалистами Всероссийской олимпиады школьников. О том, как строится работа на летних каникулах, а также о достижениях ребят, «Вечерней Москве» рассказала сотрудник отдела инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства Елена Горелик.
— Расскажите, чем занимается отдел инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства?
— Уже шесть лет мы помогаем школьникам с особыми образовательными потребностями участвовать в самых разных интеллектуальных соревнованиях. И даже проводим олимпиады и различные мастер-классы для ребят в больницах. Это стало возможным благодаря сотрудничеству со школой № 109 и проектом «Учим-Знаем», который работает в условиях стационаров медицинских учреждений для длительно болеющих детей. А для школьников с нарушением зрения мы печатаем задания шрифтом Брайля, адаптируем их, договариваемся с преподавателями о дополнительных занятиях.
— По образованию вы лингвист, но уже давно занимаетесь любимой дисциплиной с детьми с нарушением зрения…
— Да. Причем, когда мы только начинали, многие не верили, что это возможно. Там такие сложные буквы, диакритические знаки — как все это переводить на шрифт Брайля, как переводить задачи на экзотические языки? А в этом году наша выпускница Ольга стала призером Всероссийской олимпиады по русскому языку, а также получила диплом второй степени Московской олимпиады по лингвистике и спецприз за лучшее решение. Еще один старшеклассник с нарушением зрения Андрей завоевал диплом третьей степени по лингвистике и получил целых три приза за лучшее решение. То есть три разных автора признали его лучшим в решении своих задач. И впервые вышел в финал Всероссийской олимпиады по литературе наш ученик Илья.
— Дети с особыми образовательными потребностями и раньше становились призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Почему вы особенно отмечаете именно результаты 2020 года?
— Потому что произошел прорыв. Такого не было никогда: пятеро наших ребят вышли в финал Всероссийской олимпиады по русскому, английскому и немецкому языкам и литературе. Конечно, обидно, что из-за пандемии заключительный этап отменили. Потому что Полина, находящаяся на длительном лечении, точно стала бы победителем. Хочется полного заслуженного триумфа.
История этой девочки интересная. В прошлом году она прошла на региональный этап Всероссийской олимпиады по английскому языку, и тут ей поставили серьезный диагноз. Мы познакомились, когда она уже лечилась в больнице, и предложили ей поучаствовать в Турнире Ломоносова по лингвистике. Сначала провели пробное занятие. В итоге девочка увлеклась и весь год занималась у нас. Полина оказалась очень талантливой: прошла в финал Всероссийской олимпиады по английскому языку с совершенно блестящими результатами, завоевала диплом второй степени на Московской олимпиаде по лингвистике и спецприз за лучшее решение, стала призером Турнира Ломоносова по лингвистике, что невероятно для человека, не участвовавшего прежде в подобных олимпиадах. Теперь Полина поступила в Высшую школу экономики, где будет изучать лингвистику.
— Ваши ребята впервые добились таких результатов?
— У нас только однажды был финалист Всероссийской олимпиады по химии — Даниил Гаранин. Но никогда это не происходило так массово. Еще все неплохо выступали на Московской олимпиаде школьников: по филологии и истории у нас есть победители и призеры.
— А другие олимпиадные предметы как-то представлены?
— Есть призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады по праву. Это для нас новое направление. Осенью дети с нарушением зрения, слабовидящие и ребята на длительном лечении стали очень активно заниматься, ездили на сборы, и в результате некоторые из них стали призерами не только на региональном этапе, но и на Московской олимпиаде школьников.
— Расскажите, как проходили онлайн-занятия?
— В таком формате проходили не только школьные занятия. Этим летом многие дети, с которыми мы работаем, поучаствовали в онлайн-сменах, организованных Ассоциацией победителей олимпиад. Сначала прошла лингвогуманитарная смена, затем естественно-научная, социально-экономическая и техническая. В них участвовали 42 школьника с особыми образовательными потребностями и находящиеся на длительном лечении. Занятия проходили по программированию, английскому и русскому языкам, лингвистике, литературе, химии, физике, биологии, экологии, обществознанию, МХК, праву, экономике, истории, математике, информатике. Некоторые ребята, прослушав курс по одному предмету, записывались на следующий.
— Насколько удобными для школьников оказались такие занятия?
— Ребята могли полноценно заниматься из дома и даже из больничной палаты. И дети с нарушением зрения, которые самостоятельно не могут ездить, и дети, находящиеся на длительном лечении, занимались онлайн. А кроме учебы и мастер-классов, школьники могли познакомиться и подружиться. Потому что отдых и общение были организованы онлайн, как в обычном летнем лагере: утром — онлайн-зарядка, в перерывах — мероприятия с вожатыми, вечером — виртуальная «свечка» отряда. Дети играли в «Мафию» и в другие игры, обсуждали события и впечатления дня. В течение всей смены команды соревновались друг с другом в виртуальном квесте: разгадывали загадки, получали баллы за общие задания.
Многих нельзя было оторвать от компьютера. Мама слабовидящей девочки-семиклассницы нам рассказала: «От английского Даша в восторге! В воскресенье очень грустила, что все закончилось. Было очень интересно. Сегодня началась литература. Занятия каждый день заканчиваются в 22:00. Ей очень-очень нравится!»
— В прошлом году впервые дети с нарушением зрения и слабовидящие отправились в XXI Летнюю лингвистическую школу, которую в Подмосковье проводят Высшая школа экономики и Московский центр непрерывного математического образования при поддержке компании «Яндекс». А в этом году такая школа проходила онлайн. Как это было?
— Три воскресенья шел лингвистический онлайн-марафон. Были организованы занятия, лекции, семинары, игры. И наши дети активно в них участвовали. У организаторов уже был опыт работы с детьми с нарушением зрения и слабовидящими школьниками, поэтому все материалы были адаптированы для них. А еще наши ребята собираются в Летнюю историко-филологическую школу, которая также пройдет онлайн.
— Какую главную задачу вы стремитесь осуществить?
— Хочется, чтобы талантливые школьники с особыми образовательными потребностями поступали в вузы, находили любимую профессию. Мы общались с разными компаниями, которые могли бы предоставить ребятам рабочие места, например, с «Яндексом», Luxoft, АBBYY. Наша главная цель — включать таких ребят в обычную жизнь.
Читайте также: Департамент труда и соцзащиты приглашает выпускников на стажировки в пресс-службу
Выпускница колледжа № 34 рассказала о своих успехах и дала советы абитуриентам