«Ржавый пояс»: как Москва меняет промзоны
Москва преображается с каждым днем: расширяются улицы, вырастают небоскребы, реставрируются старинные дома. Последние девять лет в столице идут работы по реорганизации промышленных зон. Почему это важно для города и его жителей, выяснила «Вечерняя Москва».
«Ржавый пояс»
В прошлом веке в США появился необычный термин «Rust Belt», или «ржавый пояс». Когда тяжелая промышленность столкнулась с кризисом и крупные заводы начали закрываться, у городов возникла проблема: стоявшие без дела предприятия начали разрушаться, продолжая занимать огромные пространства. Тогда власти приняли решение не уничтожать заводы, а реорганизовывать «ржавый пояс», превращая его в жилые и деловые районы.
Взялись за старое
Аналогичные проблемы возникли у многих мегаполисов по всему миру. Архитекторы быстро поняли, что сносить элементы «ржавого пояса» совершенно невыгодно, — проще было переделать пустеющие предприятия во что-то другое.
— Строить новое намного сложнее, чем использовать старое, — замечает начальник Управления стратегических проектов комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Максим Кандыбайло. — Понятно, что реконструкция — дело довольно хлопотное, но, по крайней мере, не нужно перекладывать сети, возводить все с нуля. Потому многие застройщики, собственники пытаются сохранить даже промышленные здания. Тем более их конструкции нередко очень подходят для планируемого проекта. Допустим, если вы решили сделать фудкорт, большепролетные конструкции бывшего завода подойдут идеально.
Немецкий город Дортмунд, к примеру, когда-то был центром металлургической промышленности. Когда потребность в масштабном производстве отпала, усилиями архитекторов депрессивные промзоны превратились в настоящий научный кластер. Дортмунд стал местом работы ученых и исследователей в сфере биомедицины, программирования, роботизации и автоматизации. Там же разбили парки, построили жилые комплексы и культурные центры.
Похожая судьба ждала район норвежского Осло Акер-Брюгге — когда-то там находились портовые доки с судоремонтными верфями, машиностроительные заводы. Производство безнадежно устарело, потому району решено было подарить новую жизнь. Теперь там находятся крупный жилищный комплекс, бизнес-центр и торговая зона.
Иностранные градостроители начали реконструировать промзоны намного раньше российских коллег. По словам Кандыбайло, это прекрасная возможность для нас учиться на чужом опыте и создавать что-то уникальное.
— Наши градостроители часто не только ориентируются на международный опыт, но и приглашают иностранных архитекторов. Мы живем в постиндустриальном обществе, где изменился подход к производству, к территориям. Опыт западных коллег очень важен — нужно изучить его и сделать что-то уникальное. Как, например, архитектура Бадаевского завода — единственная в своем роде. Или парк Зарядье — никто и никогда не разбивал парк в уже существующем городе, — сказал Кандыбайло.
Идеальный проект
Когда мы говорим о реорганизованных промзонах в столице, в первую очередь вспоминаются пространства, превращенные в музеи, бизнес-центры, так популярные у любителей красивых фотографий. На самом деле, все намного глубже и интереснее. «Ржавый пояс» столицы занимает 18,8 тысячи гектаров — 17 процентов «старой» Москвы. Из них 6,3 тысячи гектаров уже реорганизованы. Как минимум было бы нелогично отдавать все эти территории только под культурные пространства. Особенно в таком густонаселенном городе, как Москва.
Реорганизация промзон идет уже девять лет. За это время градостроители успели создать на их месте 21 тысячу квадратных метров недвижимости, среди которой 24 детских сада, 17 школ, семь объектов здравоохранения, девять спортивных и всего пять культурных объектов.
В результате мы имеем не только объекты, необходимые для жизни в городе, но и тысячи новых рабочих мест. Промзоны в основном сосредоточены на периферии, поэтому создание там рабочих пространств еще и помогает разгрузить транспортные потоки столицы. В ЦАО, по словам экспертов, находится порядка 40 процентов рабочих мест, тогда как проживает в округе всего 8 процентов населения города.
— Самым идеальным реконструированным пространством будет то, где все смешано, — объясняет Кандыбайло. — Тогда в одной точке есть и рабочие места, и жилье, которое могут купить или арендовать сотрудники, публичные пространства, галереи, школы, бассейны. Это и есть город. Когда все функции смешаны в одном месте — вот по-настоящему классный проект!
Что уже сделано
Первым под реорганизацию попала промзона Октябрьское поле. Самыми крупными обновленными объектами стали «ЗиЛ», Даниловская мануфактура, АРМА, Artplay, «Винзавод», «Большевик».
— Из каждой зоны мы пытаемся сделать что-то уникальное, — говорит Кандыбайло. — Город развивает производство, стимулирует его. Если где-то есть возможность возобновить работу завода, ею пользуются. Другое дело, что есть такие проекты, как «ЗиЛ», которые не реанимировать. Да и производство в подобных масштабах неактуально. Тут уже история про девелопмент. К тому же существуют креативные кластеры, которые с удовольствием пользуются помещениями нефункционирующих производств. Аренда там небольшая, атмосфера необычная, а простор для творчества огромный.
Во время реконструкции «ржавого пояса» встречаются объекты культурного наследия. В таком случае к делу подключается департамент культуры. Впрочем, при умелом обращении исторические элементы только помогают в создании особой атмосферы пространства. На том же «ЗиЛе», как рассказывает Кандыбайло, сохранили пожарную часть — ее должны отдать под детский сад.
«ЗиЛ» будет уникален не только благодаря необычному детсаду. Из него собираются сделать настоящий «город в городе». Там появится жилая, досуговая, деловая, образовательная и рекреационные зоны, собственная транспортная инфраструктура, рабочие места, соцобъекты. В мини-город можно будет ездить, как на экскурсию: откроются филиал Эрмитажа, театры, концертные залы, картинные галереи и арт-центры. Идеально для творческих натур.
«Даниловская мануфактура» — бывшая ткацкая фабрика — превратилась в деловой лофт-квартал, в котором всегда царит творческая атмосфера. Такое преображение стало возможным благодаря кропотливой работе архитекторов. Их задачей было сохранить исторический образ, при этом увеличив этажность одного из зданий и расширив тротуар. Кажется, с этой задачей они успешно справились.
«Винзавод», «Флакон», Artplay сегодня стали культовыми местами для творческой молодежи столицы. В пространствах открылись галереи, проходят мастер-классы и встречи с художниками, фестивали и даже квесты. Фрилансеры могут вдохновляться атмосферой свободного искусства в коворкинге и лофт-пространстве «Армы».
В планах градостроителей — реорганизация «ржавого пояса» в Коровине и Капотне. Часть работ в промзоне Коровино уже выполнена — построены 12 домов, детский сад на 300 мест и школа на 550. Развивается транспортная инфраструктура — открыты станции метро «Селигерская» и «Ховрино».
Проект реорганизации Капотни оказался одним из самых масштабных в истории столичного благоустройства: ликвидирована хаотичная парковка, расширены тротуары, отремонтированы водопровод и канализация. А на берегу Москвы-реки, по согласованию с местными жителями, решено было создать парк с пешеходной набережной и зонами для пикника.
Читайте также: Сергей Собянин: Парк поездов на МЦД-1 планируется обновить до конца года