Главное
Эксклюзивы
Карта событий
Смотреть карту

Директор ТЦСО «Ново-Переделкино» считает, что в социальной сфере нет случайных людей

Город
Директор ТЦСО «Ново-Переделкино» считает, что в социальной сфере нет случайных людей
Фото: Из личного архива Алевтины Бобылевой

Лучезарная, досконально знающая свое дело, строгая и одновременно заботливая и приветливая — такой знают Алевтину Сергеевну Бобылеву в Западном округе Москвы. «Вечерняя Москва» узнала, почему директор ТЦСО «Ново-Переделкино» выбрала такую профессию.

— Как вы оказались в социальной сфере?

— Волей судьбы. Никогда не думала, что буду работать в социальной сфере. Я в детстве мечтала быть продавцом. Мне мама купила деревянные счеты, я их очень любила, постоянно все на них считала и пересчитывала. Когда выросла, пошла работать кассиром в магазин недалеко от дома. Мне очень нравилось там работать. Но магазин закрыли, и я стала искать новую работу.

Случайно узнала, что требуются сотрудники в Центр социального обслуживания, и решила попробовать. Мне на тот момент было важно, что работа находится возле дома, потому что у меня был маленький ребенок. Думала, что поработаю чуть-чуть и найду работу в другом магазине. Но быстро втянулась и осталась. Со временем получила профильное образование: закончила бакалавриат по специальности «Социальная работа» в Московском городском университете правительства Москвы и потом поступила туда же на «Управление персоналом». 23 года я работаю, точнее, живу в социальной сфере. Мне очень здесь нравится.

— Есть ли специфика работы в маленьком ТЦСО за пределами МКАД?

— Конечно, есть. Меньше коллектив, большая удаленность от каждого получателя социальных услуг. Здесь дорогу перешел и уже в другом округе (смеется). Но мы с радостью всем помогаем: кому — словом, кому — разовыми услугами, большинству — постоянно. Внуково — самый маленький центр у нас, на обслуживании сразу два округа — ЗАО и ТиНАО.

Добраться бывает тяжело до поселков и деревень. У нас участки разбросаны, но мы успеваем выполнить все заявки. ЗОЖ нам в помощь. Наматываем без устали много километров в день — кто пешком, кто на велосипеде. У нас есть соцработник, которая ездит на трехколесном велосипеде. Ее все издалека узнают — непривычно видеть взрослого человека на таком велосипеде (смеется).

Наши сотрудники любят свою работу, нет текучки, у большинства работников есть большой стаж в социальной сфере. Все друг за друга горой и всегда помогают друг другу.

— Кто работает в социальной сфере? Как социальные работники справляются со сложностями?

— На самом деле в социальной службе случайных людей нет. Мы с нашими бабушками и дедушками не один и не два года вместе, иногда «проживаем» вместе 8–10 лет.

Вроде, что сложного — принести сумки, доставить лекарства, вымыть окна, застелить белье? Но наша работа — это больше, чем предоставление социальной услуги, четко прописанной в инструкции. Это энергетические и эмоциональные затраты. Для этой сферы нужны альтруисты.

Перед социальными работниками всегда стоит выбор выйти за рамки стандартов или четко им следовать. Но, по моему мнению, всегда нужно оставаться человеком.

Наши подопечные для нас как родители. Мы видим, как с возрастом они слабеют и угасают. И это очень тяжело.

Справиться с переживаниями и профессиональным выгоранием нам помогают коллеги — специалисты Московской психологической службы. Проводят для нас встречи и тренинги, которые пользуются у соцработников большим спросом. Наши девочки иногда и сами просят провести тренинги на какие-то нужные им темы. У нас с психологами сложился тандем. Вообще здесь, в Ново-Переделкине и в нашем округе, мы все дружим и общаемся, помогаем друг другу. Совет ветеранов, например, попросил меня проводить занятия на развитие памяти и моторики. Я решила, что профессиональнее это сделают психологи, и помогла ветеранам с контактами, а потом курировала это сотрудничество.

— Ваш ЦСО находится за МКАД, вокруг — частный сектор. Отличаются ли здесь люди? Есть какие-то особенные потребности у получателей социальных услуг?

— Все социальные услуги стандартизированы и одинаковы для жителей любого района и округа. Все услуги всем получателям мы предоставляем по одному стандарту — очень высокому московскому стандарту.

Но люди здесь, да, другие. Они более размеренные, отличаются от жителей центра Москвы. У них совершенно другой уклад жизни. Вот в городе, например, утром вы встали, поставили электрочайник, попили чай или кофе и можно бежать на работу.

Здесь же жители сначала печку растопят, воду принесут и согреют ее. Это сложно, но, одновременно, и как-то уютно. Бывает, что из-за особенностей жизни в частном секторе социальные работники помогают пожилым людям с доставкой воды, угля, а иногда и с растопкой печи. Наших соцработников не поставит в тупик никакая просьба, особенно когда речь идет об одиноких бабушках и дедушках.

— Вы и сами начинали с социального работника и прошли несколько этапов карьерного роста. Влияет ли ваш профессиональный опыт на то, как вы относитесь к окружающим?

— Я действительно прошла практически все этапы: социальный работник, заведующая филиалом, заместитель директора, директор ТЦСО. Сейчас, будучи руководителем, я всегда ставлю себя на место соцработников. Я уверена, что к человеку нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

У всех бывают такие моменты, которые круто меняют жизнь. И после пережитого ты лучше понимаешь других людей и знаешь, какого им. По-другому смотришь на жизнь, по-другому воспринимаешь свои и чужие проблемы.

Я понимаю, что помочь всем мы не можем, хотя бы потому, что не все люди являются получателями социальных услуг. Но очень хочется найти варианты, хоть немного улучшить жизнь каждому нуждающемуся.

Часто мы жертвуем для своих подопечных личным временем и даже здоровьем. Особенно ярко это качество у соцработников. Самопожертвование проявилось в период пандемии. Имея свои семьи и понимая, что коварный коронавирус невидимо может атаковать каждого из нас, мы каждый день без колебаний шли к москвичам, чтобы помочь им с доставкой лекарств, продуктов и выполняя другие заявки.

— Как вы справлялись в пандемию?

— Этот период был сложным. Задействованы были абсолютно все, никто не остался в стороне. Мы ездили в Подольск, в область на другую сторону Москвы, в Щелково, Звенигород и многие другие города области. Сейчас и не вспомню все.

Были несколько человек, которые испугались испытания и уволились. Посчитали, что их здоровье важнее. Но те, кто остался с нами, отнеслись с понимаем и помогали всем нуждающимся независимо от статуса и возраста. Нам очень помогли волонтеры. Мы все работали как единый отлаженный механизм, стали единой профессиональной и заботливой командой.

И даже несмотря на то, что наш ЦСО маленький по масштабам Москвы, мы выполнили более 42 000 услуг. Больше всего, конечно, помощь требовалась с доставкой лекарств. Только по этой услуге мы выполнили более 18 тысяч заявок. И замечу, что эти цифры касаются только тех услуг, заявки на которые мы получили через единую горячую линию. А еще ведь у нас были и постоянные получатели услуг, ни одного из которых мы не могли лишить свой помощи. Сейчас сами удивляемся, как мы смогли. А я знаю точно: мы и не такое сможем!

— А какие у вас взаимоотношения с получателями услуг?

— Я очень люблю общаться и разговаривать. А про социальную работу могу без остановки говорить (смеется).

Часто общаюсь с получателями услуг. Многие из них приезжают и приходят к нам в центр, чтобы просто поговорить. Недавно дочь одной из наших подопечных привезла торт, который испекла для нас ее мама. У нее проблемы со зрением, поэтому она не смогла сама приехать. Но какая же она искусница! И очень позитивный человек. А торт такой красивый! Яркий, с необычным цветочным декором. Я вот сейчас рассказываю и мурашки по коже. Я его долго-долго не давала резать, фотографировала, чтобы сохранить в своей памяти этот момент. Потом мы, конечно, с коллегами дружно и быстро съели подарок (улыбается).

Нас часто благодарят, и мы понимаем, что работаем не зря.

— Приоткройте тайну, что, кроме предоставления социальных услуг, делают в ЦСО?

— Никакой тайны нет. Работы у нас действительно очень много. Получателей услуг много, почти к каждому из них нужен индивидуальный подход. Но мы всегда находим время внутри нашей сплоченной команды для поздравления друг друга с днем рождения, для совместных спортивных или творческих встреч.

А еще в ЦСО и в его филиалах часто проходят мастер-классы и другие активности от жителей округа. Кто-то приходит к нам сам со своими идеями, а мы помогаем организовать ту или иную активность: концерт, кружок, клуб. А других интересных людей мы находим сами.

Всего один пример. Я активный пользователь соцсетей, поэтому вижу, кто из моих виртуальных друзей чем увлекается. Так, я вышла на одну жительницу нашего округа, которая готовит торты. Очень красивые! Мы пригласили Евгению Литву провести у нас мастер-класс по приготовлению муссового торта. Было очень познавательно. Оказалось, что эти торты не только красивые и воздушные, но и полезные. Ингредиенты, из которых они делаются, позволяют смело отнести эти торты к правильному питанию. Участники мастер-класса дружно удивлялись: кто бы мог подумать, что правильное питание может быть таким вкусными!

Сотрудники нашего центра так загорелись идеей подобных мастер-классов, что стали сами снимать видеорецепты. Пока, правда, блюда выбирают не самые полезные, но очень вкусные. Но и к полезным рецептам мы обязательно придем!

— А вы тоже любите готовить? Чем занимаетесь в свободное время?

— Готовить люблю, но еще больше люблю читать и путешествовать! Путешествуем на машине, причем обязательно с четвероногим другом. Его зовут Бонифаций, он с нами был уже в Крыму, Питере, объездил Белоруссию, все Подмосковье. Вообще автомобиль для меня — это место релаксации.

Люблю лес, благо он совсем рядом с домом. Ходим за грибами. Отдыхаем с внучками на даче. Я люблю жизнь во всех ее проявлениях и не понимаю, когда у людей депрессия или плохое настроение. Жизнь подчас бывает так коротка, что совсем не стоит тратить ее на что-то негативное и бесполезное! К тем вещам, которые не в моих силах изменить, стараюсь относиться философски. А вообще я во всем ищу позитив. Девиз, которому следую многие годы, очень простой — цените жизнь!

Читайте также: Добрые истории: как сотрудники центров госуслуг «Мои документы» помогают москвичам

Подкасты