К Новому году обещают заморозить цены на бензин
На срочном совещании заместителя главы правительства Игоря Сечина с представителями нефтяных компаний было заявлено, что на зимний период страна будет обеспечена горючим в достаточном количестве. Давно замечено: повышается ли мировая цена на нефть или, наоборот, понижается — наши бензиновые цены всегда на марше. Сейчас баррель держится на высоком уровне.
А значит, все заградительные пошлины не могу воспрепятствовать вывозу как сырой нефти, так и полуфабрикатов. Притом что, по заявлению вице-премьера Игоря Сечина, доходность торговли внутри страны сравнялась с прибыльностью вывозимых нефтепродуктов.
За все годы строительства у нас, с развитой демократией, в стране не было запущено ни одного крупного современного нефтеперегонного, который обеспечивал бы высокий КПД переработки нашего черного золота. В результате выход готового продукта у нас примерно в три раза ниже, чем в среднем в США, а значит, его себестоимость пропорционально выше. Значит, надо инвестировать в переработку, чтобы с этой стороны попытаться хотя бы затормозить бесконечный путь нефтяной цены вверх. Но заводы если и появятся, то не завтра, а ездить все хотят уже сейчас.
По-прежнему не хватает мощностей для переработки. К тому же некоторые знатоки топливного рынка предупреждали, что сама подготовка к переходу на производство бензина исключительно марок Евро-3 и Евро-4 может привести к бензиновому дефициту. Правда, такой переход вроде бы тормозится, но компании все равно накануне периода интенсификации поездок по случаю праздников опять испытывают на прочность кошелек потребителя.
Игра простая: если бензин продается и за 30 рублей, то почему бы не увеличить маржу прибыли. И меры правительства могут слегка запоздать.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ГЕННАДИЙ ШМАЛЬ, ГЛАВА СОЮЗА НЕФТЕГАЗОПРОМЫШЛЕННИКОВ:
— Никакого дефицита бензина в России нет и не было. Все эти проблемы лежат в сфере управленческих решений. Мы производим 36 миллионов тонн бензина, 70 миллионов тонн солярки, половину из которой отправляем на экспорт. Но наша нефтеперерабатывающая промышленность отстала до невозможности.